четверг, 10 января 2008 г.

МебелИзмы ХХ века (5)

На третьем этапе развития, и особенно в годы после второй мировой войны, в странах, опустошенных войной, задачей первостепенной важности становится удовлетворение требований массового жилищного строительства.

В странах Запада возводят высотные дома из стекла, стали и бетона; это преимущественно административные и конторские здания, различные общественные постройки. Теперь проявлением излишества считается даже принцип "большое - в малом"; эстетика, "чистая красота" архитектурных форм достигается исключительно мастерски проработанными пропорциями.

К числу наиболее знаменитых архитектурных сооружений послевоенного периода относятся многоквартирные дома в Чикаго, построенные по проектам Мис ван дер Роэ, и "Юните Д'Абитасьон" ("Жилая единица") Ле Корбюзье в Марселе. Марсельский "дом Ле Корбюзье" был крупным шагом на пути дальнейшего развития гуманистических форм организации жилища.

Архитектор Р. Нейтра разрабатывает концепцию индивидуального дома, организованного с расчетом на удовлетворение всех запросов человека с развитыми культурными потребностями. Гибкий, свободный план дома и раздвижные стены позволяли жильцам активно использовать внутреннее простраство. Противоположный этому принцип положен в основу планировки высотных жилых домов Мис ван дер Роэ, возведенных в начале 50-х годов. Эти здания, с их стеклянными стенами, стальными каркасами, сведенным к самому необходимому членением внутреннего пространства, могут служить приме-ром совершенно обезличенного жилого дома.

После 1945 года мебель и другие отрасли прикладного искусства развиваются в тесной связи с архитектурой. Результатом правильной интерпретации были простые, рациональные формы, отвечавшие требованиям современности. Типизация и серийное производство распространяются на все виды мебели, в том числе и на корпусную. Естественно, переход на индустриальную технологию сопровождается изменением самого характера формообразования. Задача массового производства предметов корпусной мебели решается двумя путями: проектированием и изготовлением мебели из унифицированных узлов и деталей либо освоением секционной мебели, производством изделий в виде отдельных, тоже собранных из унифицированных деталей блоков или секций, которые покупатель может комбинировать в соответствии со своим вкусом и размерами квартиры.

Но при тиражировании этих образцов в них проявилась некоторая холодность, которая подспудно вызывает мысль о ненужности присутствия рядом с ними человека и тоску по традиционным формам. Поэтому во второй половине 20 века коллекционирование мебели переживает буквально взрыв.

Разнообразие современных типов мебели не позволяет уже говорить о стиле в узком понимании этого слова. В эпоху постмодернизма стиль своего интерьера каждый выбирает сам. Благо рынок для такого выбора широк. Возможно, даже слишком широк...

Комментариев нет: