четверг, 10 января 2008 г.

Россия. Вт. пол. XVIII в. (2)

Дворец Н. П. Шереметьева в Останкино, построенный в 1798 г. крепостными архитекторами П. И. Аргуновым, А. Ф. Мироновым и Г, Е. Дикушиным, полностью выполнен из дерева. К замечательным примерам применения древесины в интерьере относятся итальянский павильон дворца: резьба украшает фриз и карниз потолка, колонны, пилястры, стены, порталы и двери. Широко применены в общем убранстве дворца точеные балясины, варьирующие общую вазообразную форму. В ряде по мещений применены резные панно. Золоченые резные рамы обрамляют обивку стен, картины, зеркала.

Интерьер Останкинского дворца дополняют такие изделия, как деревянные курильницы, изготовленные в мастерской Павла Споля, разнообразные по форме консольные столики с малахитовыми крышками на точеных с резными украшениями ножках; необычны стулья с резной лирообразной формой спинки, выполненные Ф. Пряхиным.

В Петербурге древесину используют более ограниченно, исключение составляет лишь убранство Арабесковой гостиной Царскосельского дворца, выполненное Ч. Камероном. Высокими художественными качествами отличаются паркеты дворца, особенностью которых была органичная связь со всем остальным решением интерьера. Рисунок паркета Голубой гостиной Царскосельского дворца точно повторяет рисунок плафона. В паркетах Ч. Камерон использует античные, геометрические и стилизованные растительные мотивы.

Декор, применяемый в период классицизма, подчеркивал архитектурные формы сооружения, располагаясь на карнизах, фризах, капителях колонн и пилястр, вносил четкость членений в отдельные части интерьера. В орнаментике обращаются к классическим античным формам, широко применяют ионики, сухарики, розетки, медальоны, стилизованные листья аканта, а также изображения военных атрибутов, грифонов, дикторских связок, ваз и курильниц. Большое место в орнаменте занимают растительные мотивы, цветы, букеты, гирлянды и венки. Получают распространение композиции типа арабесок.

Во второй половине XVIII в., особенно в последней его четверти, мебельное искусство в России достигает своего расцвета. Расширяется мебельное производство; в Москве работает мастерская Л. Споля, в Петербурге крупные мебельные предприятия П. Гамбса, И. Шарле-маня и А. Тура. Много мебели ввозят из-за границы, в основном из Франции.

По общему решению и орнаментике мебель созвучна общему классическому направлению архитектуры. В соответствии с определившимся специальным назначением помещений (залы, гостиные, столовые, кабинеты, спальни и передние) изготовляют определенные гарнитуры мебели, предметы в которых связаны ,друг с другом формой, материалом и отделкой. Мебель, создаваемая в этот период, начинает четко подразделяться на мебель дворцов, парадную и обычную бытовую. Дворцовую и парадную обычно проектировали архитекторы или видные мастера. Активная роль архитектора в создании мебели — одна из характерных черт развития русской мебели.

По проекту Д. Кваренги было исполнено резное кресло для тронного места в Георгиевском зале Зимнего Дворца (1795), позднее для Мальтийской капеллы кресло гроссмейстера Мальтийского ордена (1800). В формах кресел использованы мотивы итальянского Возрождения и позднерим-ской классики. Кресла отличаются торжественностью, парадностью и некоторой тяжеловесностью. Совершенно иной характер кресел и стульев для Китайского зала Царскосельского дворца, выполненных по проекту Ч. Камерона в мастерской И. Шарле-маня в 1782 г.: красивые формы, изящные пропорции, изысканная отделка, гармония в цветовом решении — синий цвет каркаса, золотисто-коричневый китайский шелк обивки.

Комментариев нет: