четверг, 10 января 2008 г.

Китай (1)

Китай, как и Древний Египет, был очень консервативной страной. Выработанные каноны и обычаи оставались неизменными в течении 2000 лет. Интерьер китайского жилища был довольно однообразен, а формы мебели диктовались строгими нормами жизни. В отличие от других восточных народов китаец любил есть сидя на стуле, отдыхать на широкой скамье, и спать не на полу, как те же японцы, а в кровати. Самая необходимая мебель китайцев отвечала этим требованиям, остальная играла второстепенную роль.

Мебель не блещет разнообразием, зато исполнена по-китайски очень тщательно (несмотря на примитивный инструмент). Универсальным материалом, из которого китайцы изготовляли тысячи вещей, был бамбук. В руках находчивого китайского ремесленника он служил для изготовления конструкций, решеток, перегородок в помещениях, различных плетеных изделий, мебели и для множества других целей. Образцовой была работа и китайских плотников, строивших изящные деревянные дома.

Китайское мебельное искусство получило развитие в XVI-XVII веках, в период Мин.

Наряду с замечательным искусством бронзового литья и изготовления фарфора славилась китайская лаковая мебель, которая в течение многих веков привлекала внимание европейских коллекционеров. Китайское искусство обязано своей славой .непревзойденной лаковой технике, которую китайцы освоили уже 2500 лет тому назад. Китай - родина лаковой техники. Европейская лаковая мебель, с которой мы встретимся при обсуждении более поздних стилей мебели, делалась по китайскому образцу.

Китайская лаковая мебель имела чаще всего золотую отделку на черном фоне, имелись и изделия с красным и коричневым фоном. Наивысшего расцвета лаковая техника достигла во времена Мин и Канги (XVI -XVIII века); затем наметился постепенный упадок в развитии стиля. Самое большое количество лаковых кабинетов из Китая было привезено в Голландию и Англию в 1700-х годах.

Существует различная технология изготовления лаковой мебели. Технология эта довольно сложная: на изделие наносится много слоев лака, которые затем полируются. Украшения вырезались на доминирующем черном фоне, красились золотой краской, гравировались или накладывались тонким слоем, пластически. Славилась мебель и другие предметы, которые украшались тонкой резной орнаментикой по толстому слою лака (резьба по лаку).

Другой художественной техникой, представленной на парадной китайской мебели, была интарсия, которая отличалась от европейской тем, что вставки немного выступали над поверхностью. Для инкрустации, кроме цветной древесины, применялась слоновая кость, панцирь черепахи, рог, перламутр, раковины, полудрагоценные камни и металл.

Основным предметом мебели в домах состоятельных китайцев была кушетка (т. н. кан), что-то среднее между кроватью, диваном и сценой. Это изделие мебели с трех сторон было окружено спинками, плоскость для лежания сплетена из лыка или других волокон с изящным рисунком. Имелись полностью закрытые, монтирующиеся, подобно шкафу, кровати, боковые поверхности которых украшались ажурным орнаментом. В жилищах была и более упрощенная мебель для сидения, а также специально для курильщиков опиума простые ложа наподобие кровати, на две персоны, не отличавшиеся удобством.

Комментариев нет: