четверг, 10 января 2008 г.

Россия 1820-30-е г. Ампир (2)

Для парадных комнат Росси предпочитал создавать сплошь золоченую или окрашенную в белый цвет мебель с золоченой резьбой. Часто гарнитуры выполнялись из красного дерева, карельской березы, клена, ореха, тополя. Иногда использовались накладки из позолоченной бронзы. Мебель Росси парадна и торжественна, ее формы массивны, а резной декор обилен и пышен. У глубоких кресел и стульев верхняя планка спинки скруглена, ножки выдвинуты вперед, локотники украшены резными листьями аканта. В декоре Росси отказывается от характерных для мебели его времени мотивов, связанных с животным миром (птичьих крыльев, орлиных лап и голов, львиных масок); он пользуется в основном античным растительным орнаментом, причем особенности форм его пальметт, венков, акантов, мотивов рога изобилия и лиры настолько индивидуальны, что позволяют легко опознать мебель, исполненную по его проектам. В обивке Росси отдавал предпочтение сочетанию белого с желтым или оранжевым, а также белого с синим или голубым; изредка использовались бледно-сиреневый и бледно-зеленый цвета.

Значительное влияние на развитие русского мебельного искусства оказал и другой известный архитектор - В. П. Стасов (1769-1848). По его проектам создавалась отделка комнат Александра I и Марии Федоровны в Царскосельском дворце в начале 1820-х годов, где штоф и разноцветный мрамор стен сочетались с бронзой, хрусталем и мебелью из ценных пород дерева. Спроектированная Стасовым мебель выполнялась мастерами Г. Гамбсом и А. Туром.

Мебель из красного дерева и карельской березы, созданная по проектам Стасова, строже по формам, чем мебель К. Росси, часто пышная и перегруженная деталями. По-видимому, Стасов ввел новую конструкцию стула и кресла с так называемой боковой рамой, которая продержалась в русской мебели около тридцати лет. При такой конструкции две боковые плоскости (каждая состоит из передней и задней ножки и стойки спинки) на высоте сиденья рамы соединялись между собой двумя поперечными брусками, а стойки спинки - поперечной плоскостью, украшенной резьбой. Для таких стульев использовалось вкладное сиденье (впервые такие сиденья использовались в русской мебели петровского времени) в форме трапеции. Простота, удобство и рациональность конструкции обеспечили ей широкое распространение. Мебель с боковой рамой становится в России излюбленной и почти единственной формой бытового стула (видоизменяется только резной декор). Такая мебель производилась в больших количествах, ее любят за прочность и простоту, и вскоре она становится характерной не только для интерьера дворянских домов, но и для гостиных в домах купеческих.

Мебель по проектам Росси и Стасова создавалась и в XX веке, вместо сгоревшей или утерянной. При таком историческом восстановлении использовались не только рисунки архитекторов, но и словесные описания, а также акварели, запечатлевшие интерьеры того времени.

Комментариев нет: