четверг, 10 января 2008 г.

Европейская мебель. Кон. XIX - нач. XX вв (1)

Бурное развитие индустрии многие художники и деятели искусства восприняли как прямую угрозу искусству. Протест против фабричного изготовления предметов декоративно-прикладного искусства (мебели, посуды, керамики, декоративных тканей) возник сначала в Англии. Этот протест выразился прежде всего в теоретических работах Джона Рескина (1814—1900) и деятельности Вильяма Морриса (1834—1896), который пытался возродить средневековое ремесло и ручную технику. Своеобразным пропагандистом идей В. Морриса являлся его собственный дом в Итоне, построенный по проекту Ф, Уэбба.

В своей практической деятельности Моррис обращался главным образом к средневековому искусству. Изделия мастерских отличались высокими формальными достоинствами по сравнению с промышленной продукцией и успешно выдерживали сравнение со старинными вещами. Однако моррисовские гобелены, ковры, бронза, переплеты, декоративные ткани и т.д. воспринимались как антиквариат, как "современная старина".

Девиз деятельности Морриса—красота и удобство. Он первый сделал своим основным принципом борьбу за качество всех тех изделий, которые образуют предметную среду жилище. Моррис нашел последователей и в других европейских странах.

В последнее десятилетие XIX в. в большинстве европейских стран развивается новый стиль в буржуазном искусстве—модерн (франц. moderne—новейший, современный), который был призван обновить все художественное оформление буржуазного быта. Архитекторы и художники искали новые пути в искусстве. Они хотели выявить соответствие новых форм современным материалам: железобетону, металлу, стеклу, новым техническим требованиям.

По-новому решается архитектура жилища, которое начинает трактоваться как единый взаимодействующий организм, который должен удовлетворить не только материальные, но и духовные потребности человека.

Создается новая функциональная схема жилого дома. Отбрасывается принцип симметрии и анфиладности построения жилья. Обособляется группа парадных помещений, включающая гостиную, столовую, кабинет хозяина. Столовая оборудуется уже с соблюдением не только художественных, но и специальных гигиенических требований. В центре ее размещается круглый или прямоугольный стол, сервируемый фарфором и серебром, украшенный цветами в вазах. Буфет (или сервант) служит для показа красивой утвари и посуды. Кабинет сочетает в себе функции рабочего места и места для деловых встреч. Отсюда сдержанный характер его оборудования и оформления, спокойная цветовая гамма. Все помещения этой группы связаны вестибюлем, оборудованным вешалкой или гардеробом для верхнего платья.

Другая группа помещений—жилые комнаты семьи. Самая большая из них, предназначенная для отдыха семьи и семейной трапезы, меблирована большим столом, шкафом или буфетом, стульями, иногда софой. Мебель здесь проще и практичнее.

Основным побудительным мотивом всех новшеств стал поиск неповторимо индивидуальных решений и в композиции интерьера, и в формах утвари, мебели и даже орнаменте. Для модерна стали характерны живописность, рисованность. пластичность форм, текучие "растительные" линии, которые очерчивают переплеты окон, порталы, стулья, светильники, волнисто повторяются в рисунке обоев. Орнамент маскирует конструктивное решение архитектурных элементов интерьера мебели.

Волнистые очертания придаются и металлу, и штукатурке, и дереву, и бетону. Сочетание различных фактур и материалов — естественных фактур, крашеных поверхностей дерева, всевозможных видов инкрустации из стекла и керамики, накладок из металла, полированного или прочеканенного—подчинено избранному ритму и художественной теме. Все формы и тона организуются не по принципу контраста, сопоставления, а скорее повтором, уподоблением, унисоном.

Комментариев нет: