четверг, 10 января 2008 г.

Россия. Кон. XIX—нач. XX в. (2)

Большой вклад в развитие архитектуры модерна внес Ф, О. Шехтель (1859—1926). Ему принадлежат такие со оружения, как особняки Морозовой, Рябушинского, Де-рожинской, здание Ярославского вокзала и здание Художественного театра в Москве.

Интерьеры особняка 3. Г. Морозовой, построенного в 1893 г., выдержаны в одном стиле с фасадами и подчинены мотивам английской готики. Единое направление решения всего здания было весьма прогрессивным для того периода развития архитектуры, когда царила эклектика и когда не только в одном здании, а часто и в одном помещении встречались совершенно разнородные стили. В интерьеры особняка Шехтель широко вводит резьбу по дереву: резные рамы, обрамляющие окна, дверные проемы и зеркало в вестибюле, стрельчатые арки, отделяющие вестибюль от аванзала, высокие спинки диванов и кресел отличаются легкой ажурностью своих форм и создают ощущение простора. Красота интерьеров особняка—в гармонии целого и бесчисленных деталей, составляющих удивительный по своему многообразию ансамбль.

Одним из характерных произведений стиля модерн является особняк Рябушинского (1900), ныне Музей A. Aft. Горького в Москве. Особняк отличает новизна планировочных и композиционных приемов, новый характер декоративного решения: компактный, близкий к квадрату план, центральная лестница, вокруг которой организуются жилые и подсобные помещения, решена так. что по мере движения по ней происходит постоянная смена точек зрения на интерьеры. Применен широкий набор отделочных материалов и художественных средств—от естественного камня и бронзы до майолики и цветных витражей. В сфере повышенного внимания архитектора были мебель и осветительная арматура. Каждая деталь спроектирована удобно, заботливо и тщательно.

Одно из лучших произведений Ф. О. Шехтеля — здание Художественного театра (1902). В интерьерах, чуждых всякой парадности, архитектору удалось создать атмосферу, настраивающую на восприятие искусства, созвучную принципам театра. Основное звено в композиции интерьера—зрительный зал. отличающийся плавными очертаниями округлой торцовой стены и арочного портала сцены. В зале отсутствуют ложи, сиденья ярусов расположены амфитеатром.

Для мебели модерн характерна обтекаемость контура предмета, нарочито асимметричные формы, новые материалы (бук, ясень, серый клен). В таких изделиях, как шкафы, буфеты, серванты, часто применяли открытые полки и ниши различной величины (рис. 79). Основные декоративные средства—резьба сглаженного рельефа с мотивами стилизованных трав, цветов с удлиненными изогнутыми стеблями и листьями, штампованный металл и мозаика из цветного стекла на латунном каркасе. В трактовке орнамента чувствовалось влияние восточных искусств (Японии, Китая). Обивочные ткани были модных серо-зеленых, сиренево-розовых и желто-зеленых полутонов. Широко применяли аппликации.

Наряду с модерном возникло и другое направление в развитии русской мебели—обращение к подлинным памятникам русского народного искусства. В этом направлении работали братья В. М. Васнецов (1848—1926) и А. М, Васнецов (1856—1933), В. Д. Поленов (1844— 1927), Е. Д. Поленова (1850—1898), М. Д. Якунчикова (1870—1902), Н. К. Рерих (1874—1947), М. А. Врубель (1856—1910), С. В. Малютин (1859—1937). Разнообразная мебель, созданная этими мастерами, отличалась монументальностью и оригинальностью замысла: столы с высокими резными подстольями, диваны, решенные в виде скамей, шкафы в форме поставцов, полочки, навесные шкафчики (рис. 80) в тонированном дереве матовой полировки с выявлением рисунка текстуры древесины. Украшали мебель резьбой, тканями с аппликацией и вышивкой по мотивам древнерусских сказок.

В 1885 г. художники открывают в Абрамцеве под Москвой художественные мастерские, в которых совместно работали крестьяне местных деревень и художники. Бессменным руководителем мастерской была Е. Д. Поленова—большой энтузиаст и активный собиратель предметов крестьянского быта, украшенных резьбой и росписью. При создании мастерской художники ставили задачу дать местному населению заработок, а также сохранить и воспроизводить старинные русские образцы мебели и домашней утвари. Е. Д. Поленовой совместно с В. М. Васнецовым, В. Д. Поленовым, А. С. Мамонтовым было сделано большое количество проектов мебели, рассчитанной на небогатого потребителя.

Комментариев нет: