четверг, 10 января 2008 г.

Россия. Вт. треть XIX в. (1)

В русской архитектуре второй трети XIX в. отражается сложное переплетение различных направлений. В архитектуре и декоративно-прикладном искусстве начинается спад. Рядом с классицистическими решениями появляются эклектические, в которых утрачивается стилистическое единство: в одном и том же сооружении (например, в Большом Кремлевском дворце в Москве, Мариинском, Ново-Михайловском дворцах в Петербурге) помещения оформляются в различных стилях: готическом, мавританском, помпейском. Вместе с тем техническое выполнение краснодеревных работ отличалось высоким мастерством. Так, в Большом Кремлевском дворце в Москве (1838—1849, К. А. Тон), Мариинском дворце в Петербурге (1839—1845, А. И. Штакеншнейдер) есть уникальные произведения резьбы по дереву.

В Кремлевском дворце двери выполнены из массива ореха, кавказской чинары, палисандра и украшены сложным резным орнаментом в сочетании с инкрустацией. Части их составлены без применения клея так, что они незаметны. Паркеты из большого числа (от 20 до 60) разнообразных пород древесины отличаются необычайно тонким сочетанием цветовых оттенков. В мебели многих помещений сильно подражание стилю рококо. Мягкие стулья, кресла, диваны снабжены позолоченными резными деталями, обиты узорными шелковыми и парчовыми тканями.

В залах Мариинского и Зимнего дворцов (по проекту А. П. Брюллова и В. П. Стасова) мебель выполнена в стиле классицизма, однако более утяжеленная и перегруженная. Первым по времени появления ретроспективным стилем XIX в. была псевдоготика, т. е. использование готических мотивов декора. Один из характерных примеров этого направления—интерьеры коттеджа архитектора А. Менеласа для Николая 1 в петергофской Александрии (18.27—1829). Принципиальным новшеством является появление специальной столовой. Раньше в XVIII—начале XIX в. обедали либо в кабинете, либо—при больших приемах — в парадных' залах. Особый интерес представляет решение интерьера спальни. Стены, обивка мебели и портьеры выполнены из ситца, что говорит о возрастающей роли этого материала в интерьере. Двуспальная кровать придвинута изголовьем к стене и отделена от остального помещения ширмами. В ногах расположена обтянутая материей корзина для хранения подушек.

Жилые интерьеры того времени отличаются сдержанностью и умеренностью убранства и близки европейскому стилю бидермейера, отличаясь от него лишь большей теплотой и полихромностью. Мебельные изделия становятся проще и интимнее, уменьшается их величина, облегчается форма. Резьбу выполняют в том же • материале, что и сам предмет. В отделке преобладает лакировка. Из облицовочных материалов предпочитают палисандр, темный орех, черное дерево и его имитацию. Некоторые изделия инкрустируют металлом и черепахой. Для обивки продолжают применять пестрый шелк с фактурным орнаментом, полосатый ситец с букетами, шерсть с вышивкой, бархат, плюш, кожу. Часто в мебельные изделия включают элементы из цветного стекла, для отделки применяют изобретенные анилиновые красители.

Комментариев нет: