четверг, 10 января 2008 г.

Европейская мебель. Кон. XIX - нач. XX вв (2)

Первой страной, в которой возникло новое направление в прикладном искусстве, была Бельгия. Главная роль в становлении нового движения принадлежала архитектору Анри Ван де Вельде (1863—1957). С именем Ван де Вельде связано открытие в Париже в 1895 г. художественного магазина-салона "Ар нуво", давшего наименование целому периоду в европейском прикладном искусстве. По приглашению немецких художников и промышленников Ван де Вельде переехал в Берлин, где в 1898 г. было основано специальное общество, поставившее своей задачей приобретать и выполнять его проекты. В Германии он опубликовал ряд статей и книгу "Возрождение современного прикладного искусства", в которой суммировал свои принципы.

В 1902 г. Ван де Вельде покинул Берлин и поселился в Ваймаре, где 1 апреля 1908 г. им была открыта Школа прикладного искусства. Одним из важнейших приемов, переданных Ван де Вельде его ученикам, было использование орнаментальных текучих линий, которые украшали мебель, обои, декоративные изделия и т. д.

В мебели стиля модерн различают два противоположных направления: первое—чисто декоративное, пользующееся различными текучими линиями; другое—конструктивное—прямые линии и ясное построение. Последнее особенно характерно для Германии и Англии.

В мебели применяют дорогие материалы и разнообразные способы и виды отделки: интарсию, окрашенную фурнитуру, перламутр, слоновую кость, металл и т.д. Кризис художественной промышленности периода модерн наступил довольно скоро в результате пересмотра эстетического отношения к технике, к машине, к художественным формам. Это изменение наиболее ярко проявилось в отношении к бытовой среде. Появлению нового стиля способствовала индустриализация самого быта; новые предметы быта (пишущая машинка, граммофон, электроприборы, пылесосы, новейшая телефонная аппаратура, радиоаппаратура и т.д.) были несовместимы со старой художественно-промышленной эстетикой. В начале века были сформулированы отправные принципы новой эстетики вещи. Новым критерием, которым стали измеоять эстетическую ценность вещи, стала целесообразность. Отсюда пересмотр роли и места вещи в быту.

Курс на целесообразную форму, рождаемую машинным производством, должен был означать прежде всего обнажение этой формы, очищение ее от декоративной ручной художественной отделки. Наиболее простой и прямой путь этого обнажения технической формы— отказ от орнамента. Поэтому антиорнаментальные тенденции—наиболее характерный формальный признак этого этапа в развитии художественной промышленности.

В 1924 г. в Мюнхене была устроена выставка под девизом "Форма без орнамента", где все, от сковород до занавесей, было сделано в соответствии с принципами функциональности и рассчитано на массовое производство. В выставленных образцах мебели преобладали три основные формы; блок—объем, навеянный образом каменной глыбы, заключавший всю конструкцию внутри плоского корпуса; коробка, состоявшая из крышек, рамы и ножек, образовывавших комод, письменный стол или буфет, и рама, выявлявшая конструкцию и характерная для применения в столах и стульях. Это новое направление получает название функционализм, основой которого является воплощение закономерностей, которые присущи формам, произведенным машинным способом.

Средоточием европейского функционализма был Баухауз—архитектурная и художественная школа, основанная'в 1919 г. архитектором Вальтером Гропиусом в Германии. Название "Баухауз" (дом строительства) раскрывает задачи училища: ремесла здесь были подчинены архитектуре. Общие пропорции и планировка проектируемых в Баухаузе зданий подчинялись техническим требованиям и создавались с учетом социальных условий и сложившихся обычаев.

Комментариев нет: