четверг, 10 января 2008 г.

Франция. XVII в. (1)

К середине XVII в, во Франции укрепляется абсолютная власть монарха. Колоссальные масштабы приобретает дворцовое строительство, вершиной которого является создание загородной королевской резиденции в Версале. Версаль становится не только предметом восхищения, но и объектом для многочисленных подражаний при строительстве резиденций других европейских королей, князей и герцогов. Ансамбль Версаля состоял из монументального дворца, садов, бассейнов и фонтанов. Композиция ансамбля подчинена строгому придворному этикету. Возглавляли создание ансамбля Версаля архитекторы Л. Лево и Ж. А. Мансар.

В планировке Версальского дворца главенствует анфиладный принцип (соединение помещений друг с другом через дверные проемы, расположенные на одной прямой), который с .наибольшей силой проявляется в решении зеркальной галереи Маневра. Галерея по существу становится как бы проспектом, достигающим 73 м длины и перекрытым огромным коробовым сводом. Громадные составные зеркала придают залу особую роскошь. В систему анфилады включена королевская спальня, где ложе короля отделено низкой балюстрадой от текущего мимо потока придворных. Отделка парадных залов Версаля необычайно роскошна.

Стены, разбитые на отдельные панно, облицованы многоцветным мрамором и украшены колоннами и пилястрами, между которыми размещены лепные золоченые композиции. Фризы, карнизы и плафоны расписаны лучшими мастерами Франции.

В покоях, не отделанных мрамором, стены затянуты дорогими тканями, которые менялись в зависимости от времени года: зимой—зеленым или темно-красным бархатом с золотым галуном; летом—парчой с золотым или серебряным узором и многоцветным шелком.

Мебели в залах было немного: табуреты и несколько столов с вазами. Размещали ее строго вдоль стен. Для этого периода характерно наличие двух разных техник выполнения мебели. Корпусную мебель отделывают древесным шпоном с последующим декорировани-ем поверхностей различного рода инкрустациями и накладными металлическими деталями, а столы, кресла и табуреты не фанеруют, а золотят.

В этот период создают такие формы корпусной мебели, как футляры со стоячими часами и первые бюро, так в XVII в. стали называть письменные столы, крышку которых обклеивали сукном (bure, франц.—толстое сукно). Такие бюро имеют под крышкой два небольших выдвижных ящика. Выполняют бюро из черного дерева и украшают золоченой чеканкой бронзой на углах, ножках и ящиках.

Основное место в убранстве дворцовых помещений принадлежит кабинетам, которые также большей частью выполняют из черного дерева. Их опоры представляют собой группы колонн или кариатиды. Створки, обильно украшенные, скрывают ряды богато отделанных выдвижных ящиков и особый внутренний портал, напоминавший театральную сцену с декорациями. Лицевую часть кабинета решают как фасад барочного здания с выступами, карнизами, балюстрадой и фронтоном. Кресла обивают декоративной тканью. Ножки в форме четырехгранных балясин как бы набраны из нескольких квадратных и пирамидальных элементов, каждый из которых декорирован. Горизонтальные связи под сиденьем сильно изогнуты, криволинейные участки чередуются с прямолинейными.

Комментариев нет: