четверг, 10 января 2008 г.

Россия. Вт. треть XIX в. (2)

Основная черта интерьера этого периода—гладкие стены, покрытые клеевой краской, немногочисленные картины, портреты, акварели в окантовке или в рамках из красного дерева или карельской березы с темными квадратами на углах. В жилых помещениях стали рас ставлять мебель иначе, чем в начале XIX в. Все пространство заполняли одинаково, не выделяя центральную часть гарнитуром или подобранными двумя-тремя предметами. Интерьер членили на уютные уголки.

С середины XIX в. в России входит в быт венская мебель, основным конструктивным элементом которой служит гнутый тонкого сечения стержень из бука и фанерные детали или сетка из трав, плетенная машинным способом. Стремление к уюту и разнообразию приводило зачастую к перенасыщению помещений мягкой мебелью, различными столиками, шкафами, этажерками, комодами. Двери и окна декорировали тяжелыми портьерами и драпировками, на стенах размещали многочисленные картины—пейзажи, портреты, фотографии, репродукции художественных произведении в различных рамах. Широко используют скатерти. В' интерьерах все большую роль начинает играть зелень, которая либо образует трельяжи—зеленые изгороди, либо ей придают форму кустов. В интерьере появляется большое число специальных подставок под цветы (жардиньерки).

С середины XIX в. развивается художественная мануфактурная промышленность. Быстро растет число фирм, изготовляющих предметы интерьера. Возникают новые фабрики и мастерские. Открываются специализированные магазины, которые стали заменять продажу изделий непосредственно в мастерских. Причем в магазинах продавали не только готовые, но и белые изделия, т. е. без отделки, а также отдельные детали. Покупатель мог заказать отделку изделия по своему вкусу, например, подобрать к каркасу стула спинку, вызвать обойщика на дом и т. д.

С 1829 г. систематически проводились (один раз в два-три года) Всероссийские выставки художественной мануфактурной промышленности в Петербурге, Москве, на которых экспонировали изделия русских фирм. С середины XIX в. начинает развиваться наука о мебели. Проводятся первые исследования зависимости размеров мебели от ее функций. На их основе была найдена кривая спинка мебели для сидения, определены основные габариты изделий. Выходит много книг, специально посвященных обработке дерева и мебельному искусству, в которых подробно и на достаточно высоком уровне описываются технологические приемы обработки древесины и сообщаются сведения о материалах.

Однако эклектизм в архитектуре и мебели, возникший в 30—50-е годы XIX в., продолжает развиваться и достигает наивысшего развития в 60—80-е годы.

Комментариев нет: