четверг, 10 января 2008 г.

Романский Стиль IX-XII вв. (1)

В V в. копыта армий варваров похоронили под собой не только Римскую империю, но и многочисленные достижения античной культуры. О мебельном искусстве становится возможно писать только начиная с века девятого, в муках родившего первый средневековый стиль, по преемственности названный романским. Впрочем, по сравнению с римской мебелью это был скорее шаг назад. Время постоянных войн и перераспределения территорий определило основные черты данного стиля - прочные, тяжёлые, статичные формы, гарантирующие надёжность и грубую практичность.

Богатые сеньоры всех рангов - от короля до барона - начали строить в своих владениях замки, каменные дома-крепости, служившие в равной степени для жилья и для обороны от врага. Зримым символом могущества владельца замка был донжон - центральная башня замка, возвышавшаяся над толстыми крепостными стенами. Другие строения, возводившиеся в замке, были многокомнатными, хотя по-прежнему сохранялась центральная зала с очагом, главное жилое помещение, служившее "гостиной" и столовой. Спальни в замках начали устраивать раздельные, но отдельными спальнями пользовались только хозяева замка и самые почетные гости. Кровати в спальнях устраивались очень широкими, и хозяева часто спали на них вместе с гостями. Такая практика диктовалась не только необходимостью проявить уважение, но и практичес-кими соображениями - в каменных домах, лишенных системы отопления, спящие в постели согревали друг друга.

Внутреннее убранство дома было скудным. Пол- чаще всего земляной, только во дворце богатого феодала, епископа или короля можно было встретить вымощенный каменными плитами пол. И только очень богатый человек мог позволить себе не просто выстлать камнем пол, а выложить на нем орнамент цветным камнем. От земляного и каменного пола, от глинобитных или булыжных стен домов и замков постоянно тянуло сыростью и холодом. Чтобы как-то спастись от этого, пол устилали слоем соломы, которую время от времени выметали вместе со скопившимся мусором. В домах состоятельных людей пол устилали соломенными циновками, а в дни праздников - охапками свежих цветов и трав. В светской литературе Высокого Средневековья, в описаниях домов королей и знатных вельмож, часто упоминается пол в пиршественной зале, усыпанный цветами. В наши дни это описание воспринимается как признак изысканности, хотя эстетическая сторона играла лишь малую роль.

В домах высшей знати каменные стены было принято закрывать коврами, привезенными из стран Востока. Ковер являлся признаком неслыханной роскоши, и был доступен далеко не всем феодалам. Тепла же и красоты в доме хотелось всем. На помощь пришли свои, европейские мастера. В эпоху Высокого Средневековья в Западной Европе развилось искусство изготовления гобеленов- тканых ковров с изысканными изображениями на самые разные темы. Гобелены, затягивавшие стену, служили той же цели, что и ковры - сберечь тепло.

Уборных и канализации в доме не было. Во дворе делали выгребную яму или строили отхожее место. Кухонные помои хозяйка выплескивала из окна прямо на улицу.

Комментариев нет: