четверг, 10 января 2008 г.

Россия. Нач. XYIII в. (1)

Конец XVII—начало XVIII в. были переломным периодом в истории России: преодолевалась вековая отсталость, укреплялось государство, развивалась про мышленность, организовались регулярная армия и военный флот. История России этого периода неразрывно связана с личностью Петра I—крупнейшего политического деятеля той эпохи, преобразователя страны. В 1703 г. Петр создает новую столицу—Петербург, где и сосредотачивает строительную и архитектурную деятельность.

В конце XVII—особенно в начале XVIII в. искусство становится преимущественно светским, что проявляется в изменении характера архитектуры, обращающейся к европейским формам. Петербург застраивается деревянными зданиями, имитирующими каменные и кирпичные, что повлекло за собой и развитие деревянной скульптуры. Петр 1 переводит всех московских резчиков в Петербург, где организует специальные мастерские.

В 1725 г. в Петербурге основывается Академия наук с гимназией. Способных молодых людей посылают за границу для овладения различными науками, искусствами и ремеслами. Для обучения столярному делу направляют в Англию и Голландию. В начале XVIII в. создаются первые специальные художественные учебные заведения.

Подготавливая собственных мастеров, Петр 1 также зовет для работы в Россию иностранных ученых и специалистов, в том числе столяров, обойщиков мебели, резчиков, токарей по дереву, каретников и позолотчиков. В начале XVIII в. в Петербурге были созданы такие сооружения, как Петропавловская крепость (1712—1713, Д. Трезини), Летний дворец Петра 1 (начат в 1711 г. Д. Трезини, окончен в 1714 г. А. Шлютером); дворцово-парковый ансамбль в Петергофе, дворцы Монплезир, Марли, Эрмитаж (И. Браунштейн, А. Леблон, Н. Микет-ти, П. М. Еропкин, М. Г. Земцов и Т. Усов); здание двенадцати коллегий (1722—1733, Д. Трезини); первое здание Адмиралтейства (1732—1738, И. К. Коробов); Кунсткамера (1718—1734, Г. И. Маттарнови, М. Т. Земцов). Они были строги и просты по форме. Даже в дворцовых помещениях интерьеры отличались простотой и скромностью.

Стены комнат и залов отделывали деревянными резными панелями. В интерьерах появились зеркала, серебряные люстры, кафельные печи, картины, в основном изображающие морские пейзажи. Пол выполняли из керамических плиток или паркета. Мебель—шкафы, витрины, дубовые стулья и кресла, обитые кожей, с резьбой и точеными деталями — располагали вдоль стен.

Характерным примером решения интерьера этого периода является кабинет Петра 1 с дубовыми панелями в Большом Петергофском дворце, отделка которого осуществлена по проекту архитектора А. Леблона, а резные украшения, составляющие главное достоинство кабинета, сделаны приехавшим по приглашению Петра 1 из Франции Николаем Пино.

В убранстве интерьеров начала XVIII в. большое место занимало дерево, из него выполняли стенные панели, дверные и оконные откосы, карнизы, полотна дверей. В интерьер вводятся резные панно из древесины дуба, ореха, чинара. Часто панно подкрашивают или дополняют росписью. Деревянные элементы интерьера и мебели отделывали тонированием с дальнейшим вощением, резьбой, иногда с подкрашиванием.

Комментариев нет: