четверг, 10 января 2008 г.

Европейская мебель. Кон. XIX - нач. XX вв (3)

Резко отталкиваясь от традиционных стилей, от принципов декорати-визма, идеологи Баухауза делают своей программной установкой массовое производство художественно оформленных бытовых вещей. В Баухаузе в 1919—1933 гг. проектировали и изготовляли мебель (рис. 44), в которой преобладало конструктивное начало. Вещи Марселя Брейера —одного из лидеров Баухауза — подчинены художественным темам, близким архитектурным сооружениям.

Многие выдающиеся архитекторы нового времени предложили оригинальное решение стульев и кресел. Например, голландский архитектор и дизайнер Март Штамм создал серию деревянных табуретов-стульев и кресел центричной конструкции. Собранные в пучок опоры держат сиденье, спинку и подлокотники, что позволяет сделать верхнюю часть вращающейся. Изобретение Штамма положило начало современным бар-ным стульям, рабочим креслам и табуретам.

Функционализм был прогрессивным явлением в мебельном искусстве XX в. и оказал большое влияние на формирование современного стиля. Развитие западноевропейской мебели в первые семьдесят лет XX в. подразделяют на три основные этапа. Первый этап (1900—1914) отличается интенсивным развитием художественной культуры, второй (1919—1939) связан со значительными изменениями художественной культуры, третий период (1945—1970) является временем складывания современных форм, смелых экспериментов, связанных с ростом технических возможностей, временем поисков.

Несмотря на общие принципы проектирования, единый подход к формообразованию современная мебель каждой страны имеет своеобразный характер. Так, новый стиль в Италии с самого начала отличался тяготением к роскоши. Здесь не ставилась задача создания мебели, рассчитанной на потребителей средних слоев населения, как это было в Германии, США и Скандинавских странах.

Швеция занимает ведущее место среди Скандинавских стран в области прикладного и промышленного искусства. В начале XX столетия в ней было велико влияние народного национального искусства, примером чего может служить стокгольмская ратуша, выстроенная по проекту Рагнара Эстберга, и в которой можно найти образцы всех видов национальных художественных промыслов. Шведский павильон на Международной выставке 1925 г. (арх. Карл Бергстен) является одним из примеров шведского модерна. Затем там усиливается влияние функционализма, особенно при создании коттеджей и многоквартирных зданий. В Швеции были основаны Шведское общество искусства и ремесел и Гильдия ремесел. Эти объединения активно пропагандировали современный стиль в прикладном искусстве, часто устраивали выставки, занимались изготовлением красивой недорогой и удобной мебели. Еще в 1919 г. в Швеции оформился стиль мебели, соответствующий национальным традициям.

В настоящее время Швеция—один из ведущих производителей высококачественной мебели в Европе, родоначальник стеллажной и секционной мебели. Созданы фирмы, занимающиеся комплексным оборудованием зданий. В Швеции издается много литературы по теории проектирования мебели. Наряду с древесиной для изготовления мебели, особенно общественных зданий, широко используют металл и пластики.

Высокая культура отличает производство мебели в Дании. Дания специализируется на изготовлении сравнительно трудоемких изделий, изысканные скульптурные детали которых (подлокотники, ножки, фурнитура) делают из древесного массива. В Дании производится бытовая мебель, рассчитанная на сравнительно большие площади помещения.

Комментариев нет: