четверг, 10 января 2008 г.

Франция. Пер. пол. XVIII в. (2)

В декоративном убранстве интерьеров применяют самые дорогие экзотические породы дерева, мрамор, шелк, гобелен, бронзу, золото. Стиль рококо был в первую очередь стилем придворно-аристократического искусства. В середине XVIII в. увлечение китайским искусством, особенно коллекционирование фарфора и лаков, достигает наибольшего развития. Из Китая пришли и бумажные обои для оклейки стен жилых помещений.

Черты стиля рококо в мебели складывались постепенно: облегчались формы и декор мебельных изделий. Особенно изменилась мебель для сидения: пропали проножки, ножки более изогнутые, спинки низкие и откидываются назад, сиденья шире и мягче. Корпусная мебель теряет архитектурное построение, в декоре все реже встречается лист аканта, в орнамент часто вводят живо трактованные ветви растений и цветы. В расположении отдельных фигур, букетов, завитков больше свободы.

В результате стремления к комфорту появились новые виды мебельных изделий: шезлонг, бержер (глубокое кресло) (рис. 32, а), диван в форме соединенных двух-трех кресел, секретер на высоких стройных ножках с наклонно расположенной откидной доской и множеством потайных отделений, картоньерка (шкафчик для бумаг), угловой шкафчик, женский письменный столик, туалет с откидным зеркалом, круглые и квадратные тумбочки, разнообразные рабочие столики.

Среди предметов корпусной мебели наибольшее распространение получает комод (француз, commode— удобный), как правило, с двумя выдвижными ящиками. Объем комода становится все более пластичным—стенки изогнуты-в вертикальном и горизонтальном направлениях, покрыты узором маркетри (ветви растений, корзины с цветами и лентами), который свободно располагается на поверхности комода, маскируя* его ящики.

Формы всех видов мебельных изделий изящны с характерными плавными, текучими линиями.

Стулья, диваны и кресла обивают бархатом или шла лерами. Орнамент обивки менее торжественный. Иэвест на серия шпалер "Басни Лафонтена", исполненная по рисункам художников Франсуа Буше (1703—1770) и Жана Батиста Удри (1686—1755) для Версаля, а затем неоднократно повторенная. Для обивки мебели изготовляют ковры с мягкой ворсистой поверхностью и цветочным узором.

Для маркетри в мебели стиля рококо применяют дорогие породы древесины: красное и розовое дерево, палисандр, амарант, пальму, лимон, яблоню, грушу, клен, орех. Французские мебельщики редко прибегали к искусственной окраске и выжиганию дерева, предпочитая древесину с богатым природным рисунком. Резьбу по дереву в мебели рскоко заменили бронзовые накладки.

Интерес к искусству Востока, в частности Китая, проявился не только в решении интерьера в целом, но и отдельных мебельных изделий. Французские мастера используют китайские изделия в своих произведениях: например, китайские фарфоровые вазы они оправляют бронзой, а китайские лаковые доски вделывают в новую мебель. В европейском искусстве усиливается подражание китайским образцам. С 60-х годов XVII в. стремятся разгадать секрет китайских лаков. Создается целая отрасль художественного производства, а в 1713 г. при мануфактуре Гобеленов открывается лаковая мастерская. Особенно высокими художественными качествами отличались лаки братьев Мартен, которые освоили изготовление китайских лаков.

Комментариев нет: