четверг, 10 января 2008 г.

Россия. Кон. XIX—нач. XX в. (3)

Благодаря абрамцевскому промыслу в Подмосковье в 90-х годах XIX в. в селе Кудрине возник своеобразный крестьянский промысел—абрамцево-кудринская резьба по дереву, организатором которого был бывший ученик мастерской В. П. Ворносков. Крестьяне изготовляли из дерева разнообразные шкатулки, шкафчики, деревянную скульптуру.

Интересным явлением в развитии русского интерьера и создании мебели в начале XX в. явилась выставка "Современнре искусство" (1902), основными участниками которой были А. Н. Бенуа (1870—1960), Л. Бакст (1866—1924), И. Э. Грабарь (1871—1960), К. А. Коровин (1861—1939), Е. Е. Лансере (1875—1946), А. Я. Головин (1863—1946). Главной мыслью инициаторов выставки было создание гармоничного интерьера, где все элементы (обработка стен, мебель, светильники) были бы связаны друг с другом и создавали бы единое цельное впечатление.

На выставке были показаны столовая, созданная по эскизам А. Бенуа и Е. Лансере, будуар Л. Бакста, диванная К. Коровина, комната А. Головина. Интерьеры столовой и будуара были выдержаны в светлых тонах, художники стремились сочетать в интерьерах некоторую торжественность с уютом, используя мотивы архитектуры и прикладного искусства XVIII в., а также модерна, преимущественно в его английском варианте. Отголоском модерна было широкое применение в декоре керамики, металла (бронзы, латуни) и линолеума, которым был устлан пол столовой. В решении мебели авторы обратились как к петровской эпохе (стулья), так и к современным образцам (белый буфет).

Наиболее интересно решение диванной К. Коровина, в которой художник нашел новое лаконичное решение: стены и потолок комнаты были затянуты серым холстом с вытканными зелеными силуэтами деревьев, вдоль стен стояли желтые диваны; низкие шкафы и узкий прямоугольный стол были свободны от прежних громоздких украшений "в русском стиле".

Иной, театральный характер имел интерьер А. Головина: одна стена покрыта цветной выпуклой майоликой с узором на мотивы фантастических деревьев, трав, животных и птиц, другие стены из дерева, резанного под старые волжские барки—с сиренами, львами и травами. Лежанка с колонками облицована цветными изразцами. Потолок из резного дерева с изображением лика солнца в центре.

Экспонаты выставки "Современное искусство" были оторваны от практических задач, диктовавшихся жизнью, поэтому не оказали большого влияния на последующее развитие интерьера и мебели, но значение их в том, что впервые была сознательно поставлена задача создать единую комплексную среду в жилище: синтеза архитектуры и прикладного искусства. Кроме того, обращение к искусству классицизма углубило интерес к использованию его традиций, что позднее отразилось в деятельности таких архитекторов, как И. А. Фомин, В. А. Щуко, И. В. Жолтовский, А. И. Таманян. Эти архитекторы создавали не только интерьеры особняков и отдельных квартир, но и мебель, в которой были использованы как декор, так и пропорции лучших образцов русской мебельной классики XIX в. Они вновь широко стали использовать красное дерево и карельскую березу.

В усадьбе М. К. Тенищевой (Талашкино) в Смоленской губернии, где бывали и работали Н. К. Рерих и М. А. Врубель, в 1903 г. была организована художественная мастерская по обработке дерева, которой руководил С. В. Малютин. Основной чертой мебели, созданной в Талашкине, была стилизация древнерусских народных форм и декора, воплотившихся в духе сказочной поэтической красоты. В рельефном резном декоре мебели сочетались геометрический и растительный орнамент с фантастическими образами птиц. Яркой и выразительной вещью этого художественного направления является книжный шкаф, выполненный по рисунку Н. К. Рериха. Вся поверхность створок покрыта резьбой невысокого рельефа с подкраской. Для композиционного решения резьбы характерны некоторая условность и обобщенность сюжета, создававшие впечатление сплошного орнаментального ковра. Фантастическая тематика (сказочные звери, птицы и рыбы), архаичный примитив трактовки близки искусству древних славян.

Комментариев нет: