четверг, 10 января 2008 г.

Мебельное искусство

XV-XVI века.
В художественной культуре Германии переход от средневековья к Возрождению затянулся на многие десятилетия, поэтому в мебельном искусстве долгое время сосуществовали два стиля-готический и ренессансный. Причем новое сначала проявлялось в декоре, а потом уже в конструкции. Немецкая ренессансная мебель более живописна и не столь связана с античными образами, как итальянская. Например, в декорировке шкафов, сундуков, столешниц широко применяют технику деревянного набора. Наиболее распространенные мотивы украшения: акантовый лист, венки, медальоны, рог изобилия, гро-тески, дельфины, волюты, картуш, герб.

Немецкое мебельное искусство эпохи Возрождения имеет две разновидности-северную и южную. На севере мебель изготовляли из дуба и украшали ее фигурной резьбой. Вместо декоративных мотивов гротесков и канделябров, исполнявшихся в низком рельефе, стали применять горельефные композиции. Ребра шкафов обрабатывали высокой, почти круглой резьбой обычно в виде кариатид и атлантов - герм с традиционными завитками в форме конической капители над головой.

Стулья немецких мастеров представляют собой совершенные художественные произведения. Ореховая доска спинки обычно покрыта резным гротескным орнаментом-маскароном. Но, порывая с ясностью ренессансного понимания, мотив маскарона пре-вращается в сказочный узор из завитков и складок. При всем разнообразии вариантов можно повсюду обнаружить химерически трактованные глаза, уши, нос и широко открытый рот, обычно прорезанный насквозь, чтобы, продев в отверстие руку, было удобнее переносить стул. В мебельном искусстве Германии, особенно на севере, процесс вытеснения готических форм протекал медленно. Своеобразное сосуществование двух стилей, характерное для переходного этапа, можно видеть на примере рейнского поставца с несколько массивными формами.

На юге Германии, где было сильнее влияние Италии, мебельные мастера тяготели к архитектурным композициям, что ясно видно в решении кабинета, передний фасад которого представляет собой композицию большого архитектурного сооружения с арками, колоннами, развитым карнизом и т. д.

Во второй половине XVI в. аугсбургский столяр Георг Реннер изобрел пилу для срезания тонких листов древесины (фанеры), что дало толчок развитию техники деревянного набора в Германии, а затем в Нидерландах и Англии. Техника деревянного набора от инкрустации отличается тем, что не делается углублений в доске для набранного рисунка. Мозаикой покрывается не отдельная доска, а законченная основа предмета, которая сплошь обклеивается набором точно пригнанных пластинок, образующих фон. Чаще всего употребляли мотивы цветов, завитков, гротесков, в узких местах-геометрический узор. Фон и рамки орнамента обычно обклеивали пластинками из ясеня, а сам набор исполняли из липы, березы, различных пород фруктовых деревьев.

Древесину часто окрашивали: бук-в желтый цвет, шафрановый, грушу пропитывали красителем и она заменяла черное дерево.

XVII век.
В Германию барочные формы мебели проникают из Италии и Голландии. В немецкой мебели конца XVII-начала XVIII в. широко используют древесину ореха, применяют обильный резной орнамент, энергично профилируют детали. Четко различаются северные и южные школы. На севере (Данциг, Гамбург) изготовляют крупные монументальные шкафы с сильно выступающим раскрепованным в центре карнизом и колонками, богато обработанными филенками.

Юг (центр Нюрнберг) больше подвержен итальянскому влиянию. Большую популярность завоевали франкфуртские шкафы с богатой резьбой, изящных пропорций. Декорируют мебель резьбой по дереву и инкрустацией костью, металлами.

В Германии развивается изготовление кабинетов. Особенно славились кабинеты, которые делали в городе Аугсбурге. Отделывали их флорентийской мозаикой. Изготовляли специальные парадные мебельные изделия, отделанные серебром и черепахой. Немецкие мастера вместо черного дерева употребляли мореную грушу. Иногда такие кабинеты украшали резным ормушлем (Ohrmuschi), характерным орнаментом, имитирующим складки ушной раковины, часто применяли живопись, тогда поверхность кабинета трактовалась как фасад с окнами, за которыми видны пейзажи.

В Баварском городе Регенсбурге изготовляли более строгие кабинеты, чьи гладкие плоскости, набранные из цветного дерева, создавали иллюзию глубоких архитектурных перспектив.

Первая половина XVIII века.
Наиболее сильное влияние французское рококо оказало на Германию, что проявилось в убранстве роскошных дворцов немецких князей. Стиль рококо в Германии достигает своей зрелости к середине XVIII в. Немецкая мебель приобретает индивидуальные черты: более чистые и спокойные формы, меньше используется резной орнамент в стиле рококо и бронза. Из бронзы выполняют только детали лицевой фурнитуры (ручки дверок, щитки замочных скважин). Вместе с тем сильнее выявляется скульптурное, пластическое начало в мебельных изделиях: поверхности корпусной мебели становятся более изогнутыми, углы срезаются, вводятся энергично изогнутые карнизы.

Широкое распространение получает двухкорпусный шкаф, буфет, верхняя часть которого решалась в виде застекленной витрины с полками для расстановки фарфоровой посуды, бюро. В некоторых областях, например Баварии, любили ярко расписанную и украшенную резьбой мебель.

Вторая половина XVIII века.
В 70-х годах XVIII в. в интерьерах и мебели Германии начинают господствовать прямые линии и спокойная в светлых тонах орнаментика. Для развития классицизма в Германии наиболее значима деятельность Давида Рентгена (1745-1807). Мастерские Рентгена, основанные еще его отцом Абрахамом Рентгеном, находились в Нейвизе на Рейне. Давид Рентген содержал мебельные магазины в Париже и Берлине.

Для работ Давида Рентгена характерны конструктивная практичность и набор из цветного дерева, преимущественно светлых тонов. В своих наборах мастер с завитками рокайля со своеобразными "перистыми" отростками сочетал букеты цветов, птиц, бабочек, музыкальные инструменты.

Рентген неоднократно привозил в Петербург большие партии мебели, которая отличалась изяществом классических форм и безукоризненной тонкостью набора. В коллекции Государственного Эрмитажа находится одна из ранних работ (комод) мастера в стиле ро-коко. Излюбленный мотив картин на мебельных изделиях Рентгена-китайские мотивы. Рисунки для набора исполнял художник Януариус. В 80-90-х годах Рентген полностью переходит к гладкой фанеровке. Красивая текстура древесины обрамляется бронзой, которую он заказывал в Париже.

Около 1800 г. в Германии под влиянием английской мебели, отличающейся более простыми формами, мебельные изделия рубятся из древесины красного дере ва, груши, ясеня, тополя и не фанеруются. Новый скромный характер мебели и интерьера в целом свойствен не только для буржуазного жилища, но и дворцов.

Комментариев нет: