четверг, 10 января 2008 г.

Россия. Пер. треть XIX в. (3)

Для русской корпусной мебели позднего классицизма характерно чисто архитектурное построение предмета. Объем членится пилястрами или трехчетвертными колонками, увенчивается карнизом. В отличие от французских образцов объемы иногда со срезанными углами большей частью ставятся на ножки. Орнамент располагают в основном в виде пальметок на углах, что подчеркивает монументальность форм, усиливая впечатление от больших спокойных поверхностей дверей и боковин шкафов. Орнаментальные композиции составляют из лавровых и акантовых венков, веток, лир. Античные мотивы становятся более геометричны-ми, все меньше напоминают естественный растительный прообраз. Орнамент корпусных изделий накладывается на плоскость предмета, контрастируя с ним. Накладки чаще всего делают из тонированного или золоченого дерева, папье-маше и керамики. Бронзу применяют редко, обычно в петербургских дворцовых ансамблях.

Книжные шкафы невысокие, остекленные дверцы с решетчатыми переплетами. К 30-м годам шкафы всех типов становятся массивнее, увеличивается количество резьбы, она становится объемной.

Спинки стульев и кресел отличаются большим разнообразием форм и декоративных решений. По традиции, шедшей еще с конца XVIII в., спинки стульев и кресел делали в большинстве случаев сквозными. Появляются спинки округлых очертаний, поддерживаемые боковыми стойками, переходящими в задние ножки. Затем распространяются сплошные спинки корытообразной формы, органично переходящие в опоры для локтей, иногда завершаемые резанной из дерева скульптурой. Разнообразны по форме подлокотники кресел: например, простые горизонтальные, опирающиеся на скульптурные передние олоры—крылатые фантастические существа на одной звериной лапе; волюты на пирамидальных четырехгранных ножках, волюты, которые опираются на небольшие квадратные в сечении брусочки, стоящие непосредственно на обивке сиденья и т.д.

Мягкую мебель обивали кожей (сафьяном), нередко ярко-красным ситцем с золотыми звездами или полосатым, иногда с разбросанными по полю букетами цветов. В 20-е годы модна вышивка шерстью естественных тонов. Шелковые ткани—однотонные с фактурными цветами или вышитые бисером. Излюбленные цвета обивки—коричневый, красный, песочный (рыжий), зеленый. Такие ткани применяют вплоть до 40-х годов XIX в.

Столы круглой или удлиненной формы с высокой царгой. Центральная опора массивна и порой орнаментирована. К опоре примыкали консоли в виде вырезанных из дерева скульптур фантастических птиц. Нередко в царгу врезают выдвижные ящики. Распространены консольные столики с опорами, соединенными арками. Дальнейшее применение получают столы-бюро.

В мебели преобладали полированное красное дерево, карельская береза, орех. Мастера-мебельщики лю били и умели выявлять естественный рисунок, текстуру дерева. Применяли и окраску деревянных частей в белый цвет в сочетании с золочеными резными деталями. Иногда мебель полностью покрывали позолотой. Широко использовали предметы из бронзы— настольные часы, письменные приборы. В тканях преобладали геометрические и античные мотивы.

Комментариев нет: