четверг, 10 января 2008 г.

Россия. Сер. XVIII в. (2)

В 60—70-е годы XVIII в. архитекторы постепенно отходят от нарядной пышности декоративного оформления зданий. Китайский дворец в Ораниенбауме (1762— 1768) и Мраморный дворец в Петербурге (1768—1785) архитектора А. Ринальди свидетельствуют о новом классическом направлении развития русской архитектуры. Китайский дворец решен как интимный парковый павильон и является примером увлечения экзотикой в русской архитектуре и декоративном искусстве. Свое название дворец получил в XIX в., так как три комнаты отделаны в китайском стиле, а среди коллекций имеются ряд китайских и японских изделий. Китайский дворец включает в себя как небольшие, так и парадные залы, в числе которых зал муз. Большой зал и Большой китайский кабинет. Все семнадцать комнат китайского дворца украшены лепкой и живописью. В их отделке широко применены резьба по дереву, мозаика, позолота, искусственный мрамор, стеклярус. Стены и потолки окрашены в различные мягкие, хорошо сочетающиеся тона.

Замечательный паркет Китайского дворца отличается многообразием и сложностью узоров, цветовым богатством и тонкостью набора. В рисунках полов преобладают стилизованные растительные формы (рис. 64) в сочетании с геометрическими. Выполняли их из разнообразных пород древесины (красного дерева, персидского ореха, самшита, палисандра, амаранта, черного эбена, бука, клена, березы, граба, дуба, розового дерева), используя цвета—от светло-желтого и розового до темно-коричневого и черного. В отдельных комнатах насчитывают до пятнадцати пород. Деревянные пластинки толщиной от 4 до 8 мм, вырезанные по форме рисунка, крепили рыбьим клеем на составляющих основу щитах. Более мелкий узор врезали в крупные пластинки, а более тонкий линейный орнамент выполняли на поверхности пластин прорезанием или выжиганием. Ринальди создал также проекты некоторых предметов дворцовой мебели.

Интерьеры наиболее значительных архитектурных сооружений середины XVIII в. были полностью или частично обставлены мебелью, изготовленной русскими мастерами. Однако широко используют и западноевропейскую мебель (английскую, главным образом французскую) знаменитых мебельщиков того времени. Изменения архитектурного облика дворцового интерьера сказались и на формах русской мебели; она становится уютнее и удобнее, менее тяжеловесной (рис. 65), приобретает мягкие и криволинейные очертания. Крупные и выразительные мотивы украшений мебели начала XVIII в. сменяются более мелкими, сложно переплетающимися узорами с тонкой моделировкой отдельных частей. Мебель по характеру становится близкой стилю рококо.

Основным видом художественной отделки мебели продолжает оставаться резьба, выполняемая как в рельефной, так и в ажурной технике. Часто мебельное изделие почти сплошь покрывали резьбой, а конструктивные узлы тщательно маскировали декором. Мотивы резного декора—стилизованные цветы, ветки с листьями, плоды, ягоды, раковины, птицы и др.

Большое место в украшении мебели стали занимать наборные работы из дерева и инкрустации, выполняемые сначала в виде отдельных вставок. Кроме мозаики, мебель украшали живописью по цветным лакам, металлом. Мебель покрывали бесцветным лаком, а также золотили по бесцветному или цветному левкасу и окрашивали масляной или темперной краской в нежные тона (белый, цвет слоновой кости, розовый и серо-голубой).

Комментариев нет: