четверг, 10 января 2008 г.

Франция. XVII в. (2)

Кресла, диваны, стулья в эту эпоху имеют обычно очень высокие спинки, заканчивающиеся выше головы сидящего. Ножки бывают пирамидальные (вершиной вниз), украшенные профилировкой, или в виде изогнутых наподобие буквы S завитков, концы которых украшены акантовыми листьями. Б креслах для стариков с боков спинки появляются два полукруглых выступа, в обиход входит шезлонг—кресло с сильно отогнутой спинкой и удлиненным сиденьем для вытянутых ног.

Диваны как бы соединены из трех поставленных рядом кресел, благодаря чему образуется одна общая плоскость сиденья и спинки, которые обивают богатой декоративной тканью ярких тонов, изготовляемой на королевских мануфактурах Гобеленов, Бовэ и Обюссонов.

Столам придают круглую или прямоугольную форму. Ножки вертикальные, богато инкрустированы и вверху украшены бронзовыми женскими головками с удлиненным овалом лица и пышной прической, переходящей в завитки орнамента. Позднее ножки на узких концах стопа обрабатывают в виде лиры, как у итальянских столов. Подзор и края столовой доски украшают богатой резьбой и инкрустацией.

В этот период во Франции работают многие прославленные мебельные мастера, но самым известным был Андре Шарль Буль (1642—1732), фламандец по происхождению, прославившийся искусством инкрустации. Буль создал массивные шкафы, столы, комоды, стоячие часы, фанерованные черным деревом и украшенные своеобразным орнаментом. Тончайшие барочные узоры, завитки и листья, вырезанные из меди, олова, иногда из серебра, выделяются на фоне пластинок из полированного панциря черепахи. Решение мебели дополняется крупными украшениями из отлично прочеканенной бронзы. Иногда наоборот—узор из черепахи и олова вьется по медной доске. Часто Буль в центре орнамента помещал роскошные вазы с порхающими вокруг бабочками, набранные из цветного дерева.

Буль применял следующую технику; две тонкие пластины—черепаховую и медную—слегка склеивают друг с другом, на одну из них наносят узор, который одновременно сквозь обе пластины пропиливают лобзи-ковой пилой, пока узор не выпадет из них. Затем медный узор вкладывают в черепаховый фон и наоборот. В результате получают тройной эффект; тончайшую пригонку частей друг к другу, возможность одновременно создавать два предмета и, наконец, полное отсутствие отходов, что весьма важно при использовании ценного материала. Черепаховая доска с медным узором именуется первой партией, медная с черепаховым узором— второй, или контрпартией. При наличии в узоре олова пропилка велась через три доски.

Развитием этой техники была техника "пике", когда золотая нить вкалывалась в черепаховую пластину, затем отпиливалась, а поверхность полировалась. Рисунок получался точками. Начинают широко применять декоративные консольные столы на двух ножках, размещаемые под зеркалом. Резное подстолье консоли сплошь покрыто золоченой фигурной резьбой. Причудливо изогнутые ножки подстолья внизу скреплены проногой. Середину ее обычно украшал массивный резной картуш с королевским шифром или гербом. У балдахина кровати не было вертикальных опор.

Около 1700 г. появляются новые типы мебели: комоды с выдвижными ящиками, письменные столы и постаменты для скульптур.

К середине XVII в. ведущая роль в искусстве мебели от Италии переходит к Франции. Французское влияние усиливается и в других странах, чему способствует высокий художественный уровень французской мебели. Свобода композиции, обильная декорировка сдерживаются и уравновешиваются ясностью и разумностью форм, предвосхищающих классическое искусство.

Комментариев нет: