четверг, 10 января 2008 г.

Россия. Сер. XVIII в. (1)

Для архитектуры середины XVIII в. характерно развитие крупных дворцовых городских и загородных комплексов как светских, так и церковных. На смену небольшим со скромным убранством интерьерам петровской эпохи приходят анфилады огромных, богато украшенных залов, широких парадных лестниц. Создаются пышные императорские резиденции в Петербурге, Петергофе, Царском Селе. Шире применяют классические ордера, излюбленным мотивом становится фигурный фронтон, сооружения как снаружи, так и внутри насыщаются обильным скульптурным декором.

Для интерьеров этого периода характерно комплексное решение всех составляющих элементов: декора стен, монументальной живописи потолка, разнообразных предметов обихода. Дверные и оконные проемы становятся больше, застекленные двери ведут в парк или сад, создавая непосредственную связь интерьера с природой. Для максимального, хотя бы иллюзорного, увеличения внутреннего пространства широко применяют зеркала, помещая их друг против друга.

Значительную роль в интерьере продолжает играть резьба по дереву, но для резных композиций характерно асимметричное построение, криволинейные формы орнамента, динамизм. Чтобы увеличить богатство орнаментации и придать архитектуре интерьера особую праздничность, резьбу покрывают позолотой. Основными элементами резного декора были картуши, волюты, аллегорические женские фигуры, сидящие амуры, раковины, переплетающиеся с цветочными гирляндами, завитки и пламевидные мотивы. Резной декор сплошь 'заполнял стены, обрамлял окна, двери и зеркала. Над дверным проемом обычно размещали наддверные панно.

Отделка пола, выполненного наборным паркетом, напротив отличается строгостью рисунка и создает своеобразный художественный контраст с пышным и красочным решением стен и потолка. Резное убранство дворцовых и церковных интерьеров вместе с архитекторами создавали многочисленные русские и иностранные мастера. Наиболее характерными для данного периода являются интерьеры Екатерининского дворца в Царском Селе В. В. Растрелли (1700—1776). Основная анфилада дворца включала в себя парадную лестницу, огромный парадный зал, пять парадных помещений. Парадную лестницу Растрелли отнес на край здания, что, во-первых, способствовало обзору дворца почти на всем протяжении его фасада, а во-вторых, и главное, была создана непрерывная золотая анфилада. Архитектурный эффект нарастал постепенно от лестницы к Большому и затем от него к Картинному залу. Протяженность Большого зала свыше 80 м, он освещен одиннадцатью светлыми дверями с каждой стороны и столькими же верхними мезонинными окнами. Стены с окнами имеют пилястры, между которыми помещены зеркала в причудливых рамах. Над дверями проходит карниз, расчленяющий зал на два яруса. Верхний ярус также включал в себя зеркала и окна в пышном обрамлении, напоминающем золотое кружево.

Комментариев нет: