четверг, 10 января 2008 г.

Россия. Сер. XVIII в. (3)

Мягкую мебель обивали шелковыми узорными тканями — парчой, атласом, специально изготовленными на русской шпалерной фабрике, со штучными рисунками цветочного характера, бархатом и цветными кожами. Мебель для сидения не отличалась разнообразием (рис. 66). Спинки стула и кресла имели часто грушевидную форму. Верхнюю часть обвязи спинки украшали резьбой. У диванов спинки были цельные глухие или состоящие из трех или четырех спинок стульев одинаковой формы, соединенных между собой. Упругие, сильно прогнутые ножки, расширяясь в верхней части, плавно соединяются с обвязью и составляют с ней единое целое, нижняя часть ножек снабжена завитком, поставленным на каблучок. Банкетки изготовляли одно- и двухместные, сиденье обычно было мягкое.

Столы отличались большим разнообразием видов и решений: туалетные, письменные столы-бюро, декоративные столы-консоли. Крышка, подстолье и ножки столов имели криволинейные очертания. Богатое резное убранство покрывало царгу и несущие части консоли. Крышку стола-консоли делали с мозаичным украшением или отделывали живописью, иногда дерево заменяли цветным мрамором с красивой текстурой. На крышке ставили часы, вазу, светильник или декоративную скульптуру.

Стол-бюро имел ряд полочек, выдвижных ящичков, а иногда выдвижную доску для письма. Верхняя часть стола закрывалась створками или полукруглой цилиндрической крышкой.

Кровати делали с высокими фигурной формы царга-ми. Края досок обрабатывали раскладкой сложного профиля. Невысокие ножки кроватей (массивнее, чем у других видов мебели) сильно изогнутой формы сплошь орнаментировали резьбой.

Комоды устанавливали на довольно высокие ножки, крышка была фигурной формы, боковые стороны—выпуклые, лицевую сторону комода часто украшали набором или живописью по цветным лакам.

В обиход дворцовой мебели входит каминный экран—сложная по форме резная рама на ножках с натянутой на нее узорчатой тканью и вышивкой.

Русские мебельные изделия несмотря на большое сходство с европейскими имеют и существенные отличия: более свободной формы, мягче^ по очертаниям, резьба крупнее; традиционная полихромность и сочетание позолоты с покраской. Эти особенности тесно связаны с общим изменением характера архитектуры, которая в середине XVIII в. становится более пышной и торжественной. Появляется анфиладное построение внутреннего пространства и стремление к его раскрытию как действительному, так и иллюзорному. В решении интерьера характерно единство всех элементов. Главенствуют свободные, асимметричные приемы композиций как в интерьере, так и в мебели.

Комментариев нет: