четверг, 10 января 2008 г.

Ампир втор. пол. XVIII - нач. XIX вв. (2)

Мебель ампира была далеко не такой удобной, как перед этим: комфортом сознательно жертвовали ради величественных форм. Массивная, с гладкими полированными поверхностями, декоративными накладными бронзовыми рельефами, деталями в виде карнизов, колонн, львиных лап, она была схожа с архитектурными сооружениями. Предметы служили прежде всего реперезентации и напоминали собой экспонаты выставки: тумбочки в форме постаментов, столики для умывания в виде треножников, вытканая золотом шёлковая обивка мебели.

Даже самые скромные и уютные кровати в то время были величественны и строги. На высоком постаменте из красного дерева возвышалось ложе, увенчанное пышным балдахином. Оно стояло вдоль стены (а не перпендикулярно к ней, как в XVII- XVIII вв.) и не имело обычных ножек, а опиралось на кубы или сплющенные шары. Ложе "охраняли" сфинксы или львы, вырезанные по углам. Кровать в стиле ампир была своего рода роскошным пьедесталом, возвышавшим человека над остальным миром, что наилучшим образом соответствовало духу наполеоновской эпохи.

Излюбленным предметом мебельщиков в то время был тяжёлый низкий комод.

Столы-бюро, стулья и кресла, подобно зданиям, опирались на колонны и золочёные статуи, заменявшие ножки. Прямоугольные подушки на сиденьях, плотно обтянутые тканью, узор которой нередко подражал прожилкам мрамора, походили на каменные плиты. В декоре отразился воинственный дух эпохи: всевозможное оружие, факелы, лавровые венки, часто повторяющаяся буква "N" (инициал Наполеона). После похода в Египет становятся популярны египетские мотивы (пирамиды, иероглифы, сфинксы).

При этом тяжеловесный ампир сохранил одно из самых удачных и практичных изобретений XVIII в. - раздвижную мебель. Таковы складные походные кровати Наполеона и его дорожное бюро. Это бюро, очень небольшое в сложенном виде, могло разворачиваться. Благодаря множеству выдвижных ящичков оно было поразительно вместительным и удобным. Даже в тряской походной повозке император работал за ним почти с таким же комфортом, как в кабинете.

Символом стиля ампир стало так называемое красное дерево - красивая экзотическая древесина, которой покрывали все предметы мебели-люкс (высшего класса). Даже когда мастера работали с местной древесиной, они старались использовать не ствол, а корень с более прихотливым, чётким рисунком волокон, напоминающим красное дерево.

Лучшую мебель в стиле ампир изготовляли во Франции по эскизам, разработанным архитекторами-декораторами Шарлем Персье и Пьером Фонтеном.

Признанными королями мебельного искусства были мастера-краснодеревщики Ж. Жакоб (1739-1814) и его сын Ф. О. Демальте (1770-1841). Все мебельные мастера ставили на изделиях своё клеймо. В других странах Европы мебельщики подражали французским образцам. Великолепную, оригинальную по стилю мебель создавали в России. Наряду с красным деревом русские мастера применяли мест-ный материал - карельскую берёзу. Ненависть ко всему, что связано с Наполеоном сокрушила и господство стиля ампир.

Комментариев нет: