четверг, 10 января 2008 г.

Модерн кон. XIX - нач. ХХ вв. (3)

Искусство бытовой вещи берет курс на создание таких изделий, в которых как целевая (полезная), так и художественная форма были бы результатом единого материально-технологического процесса. Это вело к упрощению бытовых вещей, в том числе и предметов мебели. В дорогих изделиях пуританское действие простых форм усиливалось тонкостью отделки, применением ценных материалов, накладными украшениями (инкрустации, цветная фанера, жемчуг, слоновая кость, металлы, полудрагоценные камни и т. д.).

Одним из достижений модерна было то, что художники, проектировавшие мебель, наблюдали за осуществлением своих замыслов непосредственно в мастерских. Услугами проектировщиков пользовались даже при меблировке квартир в доходных домах. Это открывало возможность для осуществления идеи гарнитура, комплекта мебели в широких масштабах.

Однако наметившейся в эпоху модерна тенденции к созданию нового, декоративного стиля не суждено было развернуться в полной мере. Не помогли ни специальные издания, ни группировки, ни крупные международные промышленные выставки (Париж, Дармштадт.Турин, Дрезден, Сент-Луис, Милан и др.). Уступки экстравагантности, сомнительным вкусам были ахиллесовой пятой модерна, по которой метили его противники.

Теоретики модерна отстаивали концепцию, согласно которой архитектура здания, интерьер и вся обстановка помещений должны были составлять единый художественный ансамбль, осуществленный по проектам одного архитектора или художника. Орнамент модерна выступает в органическом един-стве сформами, разумеется, в той мере, в какой понятие "органический" вообще приложимо к этому стилю. Взяв на вооружение лозунг "Назад к природе", модерн создал сложную систему линейного орнамента, в основу которого были положены мотивы сильно стилизованных цветов и растений. Но в целом роль декора незначительна; предметы мебели скромно украшены интарсией, металлическими накладками; резьба по дереву встречается лишь в редких случаях. Зато обои, обивки из набивной ткани щедро украшались изображениями стилизованных цветов, листьев, подсолнечников, камыша, лебедей и т. д.

Наибольшее влияние модерн оказал на архитектурные формы и интерьер особняков. Они строились по принципу: "от интерьера к экстерьеру", на образец английского дома для одной семьи, окруженного озелененным участком. Здание подобного типа не нуждалось в подчеркнуто красивом фасаде; оно допускало более гибкую, целесообразную, лучше отвечающую требованиям удобства жильцов планировку внутреннего пространства.

Среди "грешков", водившихся за художниками модерна, было подчас произвольное отношение к материалу. Не был до конца преодолен и конфликт между новым орнаментализмом и индустриальной техникой. Однако, эти и другие, не упомянутые здесь недостатки модерна не помешали ему с быстротой эпидемии распространиться по всей Европе.

Стиль модерн просуществовал недолго, но, поло-жив конец засилью эклектики, он расчистил путь для современной архитектуры и искусства бытовой вещи.

Комментариев нет: