четверг, 10 января 2008 г.

Неореннесанс

В Германии после 1870 года моду на готику сменяет увлечение формами Северного Возрождении. Мебель этой поры богата, обильно декорирована, по-театральному эффектна. Мода на старину столь велика, что искусственная патина наводится даже на дерево, стекло же предпочитается пузырчатое, тоже "под старину".

По следам мюнхенской выставки 1878 года большое распространение и в самой Германии и за ее пределами получил т. н. "древнегерманский стиль" (Altdeutsch). Это был самый напыщенный мебельный стиль. Жилища загромождали массивные дубовые шкафы и креденцы с тяжелыми архитектурными формами и обильной резьбой, уродливые столы, тяжелые стулья и кресла с очень высокими спинками. Эта мебель - результат полного пренебрежения к принципу целесообразности; резьба и прочий декор делали непригодным к использованию даже внутреннее пространство предметов. Уже в начале века народный юмор окрестил эту мебель язвительным прозвищем "клоповый ренессанс".

Высшей точкой вырождения эклектического искусства был "стиль Макарта". Это наименование получила пустая, рассчитанная на внешний эффект, отмеченная печатью безвкусицы мода конца прошлого века.

Ганс Макарт (1840-1884) - австрийский художник и законодатель мод; диковинный, романтический интерьер его мастерской нашел немало подражателей в среде венской буржуазии. Аксессуарами жилища - "в духе художественной мастерской" были: помост, тронное кресло, мольберт с драпировкой, бумажные пальмы, искусственные цветы (т. н. "букеты Макарта"), всевозможные украшения, тяжелые плюшевые занавеси, вносившие в помещение настроение "романтического полумрака", массивные, покрытые обильной резьбой предметы мебели в псевдоренессансном, восточном и других стилях, музыкальные инструменты, старинное оружие, латы и пр.

Вышло так, что развитие техники только усилило хаос: художественное начало постепенно вытеснялось из промышленности, тиражирование несло гибель миру уникальных ремёсел. Машинная техника делает мебель дешевле, но не в состоянии имитировать всё ещё модные старинные формы. А новых форм пока ещё не возникает.

Попытка же "скрестить" старые стили с новыми материалами и конструкциями принимает уродливые противоестественные формы: например, чугунное кресло с декорацией в стиле барокко, чугунные колонны готической формы или короткая ванна в форме классицистического канапе. Промышленность начинает выпускать даже отдельные детали мебели, комбинируя которые столяр мог сколотить шкаф "на любой вкус". Однако, вместо "вкуса" выходило лишь унылое однообразие.

Итак, машина в ХІХ веке оказалась скорее "пугалом" для искусства, нежели его "палочкой-выручалочкой". Не распознав в ней прогрессивное начало, мастера продолжили "реставрировать", отжившую свой век, культуру ручного художественного труда.

Комментариев нет: