четверг, 10 января 2008 г.

Древний Рим (2)

Убранство парадных помещений дополняли изделия из стекла и бронзы. Бронзовые треножники и курильни; канделябры в форме раскидистого дерева, фигуры человека или фантастических существ (заим-ствование из культуры этрусков); двер-ные ручки-кольца с рельефным изобра-жением Медузы-Горгоны, отвращающей зло; сосуды для кипячения воды (самовары) на трёх ножках в виде птиц, сфинксов и звериных лап составляли неотъемлемую часть быта.

Ещё одним ярким декоративным акцентом в доме были произведения из мозаичного стекла (римляне применя-ли технику инкрустации формы разными цветными кусочками). Эффектно смотрелись и сосуды из синеватого или зеленоватого стекла-чаши, кубки, вазы в форме виноградной кисти, челове-ческих фигур, птиц, рыб, животных. Особым изяществом отличались стеклянные объемы, вдуваемые в стеклянные или серебряные ажурные футляры (так называемое кельнское стекло). Все эти изделия украшались гравировкой, золочением или росписью, имитирующей "двухслойное стекло" и придающей предметам сходство со знаменитыми римскими камеями (резными камнями). С богатством городского патрици-анского особняка могла соперничать лишь загородная резиденция - вилла. Их планировка различалась только тем, что в вилле перистиль фактически пре-ображался в сад.

К главной части дома примыкали хозяйственные постройки, располагавшиеся по незамкнутому пря-моугольнику или полукругом. Загородная жизнь, ведение хозяйства по иным, чем в городе, законам, получили не только большую популярность, но и научное обоснование. В трудах римс-ких авторов Варрона и Вергилия воспе-вались полезность физического труда и наслаждение, доставляемое природой, а также предлагались методы целесооб-разного использования земельного на-дела.

Римские патриции не слишком загружали особняки мебелью, окружая себя лишь необходимым. Греческие формы приобретали у римлян более богатое (а иногда и аляповатое) декоративное оформление. Существенным новшевством, по сравнению с Грецией, было использование в мебели пластичных украшений (резьбы по дереву и металлической пластики). Стремление к роскоши привело к использованию дорогих материалов (золота, серебра, слоновой кости, панциря черепахи). Иногда изделие мебели просто полностью высекалось из мрамора или отливалось из бронзы.

Культура завоёванных народов влияет и на римскую орнаментику. Кроме традиционных симметричных комбинаций цветов и листьев, используются символические фигуры орлов, львов, сфинксов. Правда, они не носили столь серьёзного (как у народов Востока) содержания, и именно у римлян мы, впервые в истории, сталкиваемся с осознанной стилизацией.

Комментариев нет: