четверг, 10 января 2008 г.

Россия. Пер. треть XIX в. (2)

После войны 1812 г. центр строительства переместился в Москву. Архитекторы О. Бове, Д. Жилярди и А. Григорьев возвели на новую ступень культуру внутреннего убранства зданий. Московский жилой интерьер этой поры, имея ряд общих стилистических черт с петербургским, отличался от него меньшей официальностью, уютом, чрезвычайной пластичностью в проработке стенных плоскостей и ордерных элементов.

При восстановлении здания Московского университета (арх. М. Ф. Казаков) Д. Жилярди создает уникальный Актовый зал в центре здания. Огромный купол зала расчленен средствами живописи на шестигранные и треугольные кессоны, покрыт гризайльной росписью с орнаментом и фигурами (гризайль—франц. grisaille от gris—серый, вид живописи, выполняемый в разных оттенках какого-либо одного цвета). Колорит отделки строится на необычном для интерьеров сочетании цветов — охристо-желтоватого и белого.

Своеобразны интерьеры московских жилых домов-особняков. Характерны интерьеры в особняках А. Григорьева—дом Станицкой (ныне музей Л. Н. Толстого) и дом Хрущевых (теперь музей А. С. Пушкина). С большим мастерством решено пространственное построение анфилад помещений с характерным применением архитектурных элементов в качестве декораций. Введены подшивные декоративные своды разных очертаний (полуциркульный и парусный). В оформлении интерьеров широко применена роспись.

Подмосковная усадьба Архангельское (1810—1830, арх. И. Д. Жуков, О. И. Бове, С. П. Мельников, Е. Д. Тюрин)—один из наиболее привлекательных ансамблей, в котором гармонично сочетаются архитектура, скульптура, живопись и прикладное искусство. Своеобразие Архангельского—в слиянии классицизма конца XVIII и первой трети XIX в., образующих единое целое.

Замечательны интерьеры дворца и собрание мебели. Вход в залы первого парадного этажа открывает вести бюль, стены которого расчленены пилястрами коринфского ордера. В глубоких нишах, подчеркивающих массивность стен, расположены камины, служащие постаментами для скульптурных групп.

Наиболее роскошно архитектурно оформлен центральный овальный зал для приемов, балов и концертов. Карниз поддерживают восемь парных колонн коринфского ордера из желтого искусственного мрамора. Над колоннами устроены хоры, где размещался крепостной оркестр. Благодаря росписи кессонов, выполненных желтым цветом, усиливается впечатление сферичности купола. Зал обставлен мебелью из карельской березы, выполненной крепостными мастерами в Архангельском. Обивка кресел, экраны каминов, оконные занавеси выполнены из ткани, вытканной на купавинской фабрике Юсупова. Огромная трехъярусная люстра под золоченую бронзу сделана из папье-маше и левкаса на проволочном каркасе.

В императорском зале, где была размещена портретная галерея царей, цариц и великих князей, установлена белая с позолотой мебель в строгих формах классицизма конца XVIII в. работы русских мастеров.

Во дворце устроена типичная для XVIII в. парадная спальня. Четыре коринфских колонны из белого искусственного мрамора отделяют, часть комнаты, образуя альков, где помещается резная деревянная кровать под сенью балдахина из голубого лионского шелка, расшитого серебром.

Музыкальный салон обставлен мебелью из карельской березы работы крепостных мастеров, плавные изогнутые линии которой соответствуют характеру росписи стен. Мастерски выполнены аппликации и вышивки на обивке кресел, дивана и диванных подушках. Дополняют убранство салона рояль венской работы начала XIX в. и дамский письменный столик французской работы стиля Жакоб.

Комментариев нет: