четверг, 10 января 2008 г.

Италия. XV—XVI в. (1)

Эпоха Возрождения—переходный период в развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии XIV—XVI вв., в других странах конец XV—XVI вв.) от средневековой культуры к культуре нового времени. Культура Возрождения была в своей основе антифеодальной — имела светский гуманистический антицерковный характер, постоянно обращалась к культурному наследию античности, как бы возрождая его (отсюда название Возрождение—франц. Renaissance). Творчество деятелей эпохи Возрождения было проникнуто верой в безграничные возможности человека, его воли и разума, пафосом утверждения идеала раскрепощенной творческой личности, красоты и гармонии действительности. В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения—общественные здания, дворцы, городские дома. Обращаясь к античному наследию, великие архитекторы эпохи (Брунеллески, Альберти, Браманте, Пал-ладио) создали величавые постройки—ясные, гармоничные, соразмерные человеку.

В архитектуре начинают господствовать новые формы, связанные с возрождением античной ордерной системы .

В Италии капиталистические отношения начали складываться раньше, чем в других европейских странах. Итальянские города уже в XII—XIII вв. сбросили гнет феодалов, некоторые из них (например, Флоренция, Венеция) провозгласили себя республиками. Бурно начали развиваться торговля и ремесло, создались благоприятные предпосылки для расцвета светской культуры.

Период зрелого итальянского ренессансного стиля падает на вторую половину XV и XVI вв. Формируются капиталистические отношения. Ремесленник работает уже не на потребителя, а на рынок. Многие городские ремесленники содержат мастерские с большим числом подмастерьев и учеников. Однако производство все еще базируется не на машинном, а на ручном труде. Ранней формой капиталистического производства была мануфактура, предшествующая крупной машинной индустрии.

В эпоху Ренессанса формообразование носит уже планомерный характер: предметы сначала зарождаются на бумаге, в виде проектов, и лишь затем по этим проектам их выполняют в материале. Если предыдущие стили органически развивались друг из друга, то Ренессанс избрал отправной точкой художественно-культурное наследие античности.

В архитектуре ведущее место начинает принадлежать палаццо — дворцу для разбогатевших представителей торгово-финансового сословия. Дворец представляет собой прямоугольное здание с внутренним двором; анфилада зал может быть соединена для празднеств. Чтобы не прерывать анфиладу, лестницы помещают в угловых частях здания. Жилые помещения, галереи и лестничные клетки украшает стенная живопись либо ковры, обрамленные скульптурными рамами или пилястрами; своды покрыты лепной штукатуркой, потолки с кессонами из дерева.

Интерьеры дворцов характеризуются монументальностью пространственных композиций, великолепием мраморных лестниц, роскошью декоративного убранства. Мебель начинает играть большую роль, чем в жилищах периода средневековья. Предметы меблировки в XV в. еще немногочисленны; сундук для хранения одежды и ценностей, ларцы, различного рода табуреты и кресла, столы, кровати, отличающиеся в соответствии с архитектурой легкостью конструкции и декора. Типично итальянское изделие—так называемая кассапанка— ларь-скамья со спинкой и подлокотниками.

Главным предметом обстановки флорентийских дворцов и домов богатых граждан XV в. остается сундук— свадебный ларь. Первоначальная форма сундука—длинный прямоугольный ящик с тяжелым профилем цоколя. Крышка ларя с внутренней стороны покрыта живописью. Над росписью свадебных сундуков работали такие крупные итальянские художники эпохи Возрождения, как Пьетро делла Франческа (р. ок. 1416— 1492), Гирландайо (1449—1494), Джованни Беллини (1430—1516), Сандро Боттичелли (1444—1510) и др.

Во второй половине XV в. итальянские свадебные лари приобретают изысканные формы. Их делают на высоком ступенчатом цоколе с плоско вырезанными вы-кружками и профилями полукруглых валиков. Переднюю сторону сундука богато украшают резьбой с позолотой и росписью.

Комментариев нет: