четверг, 10 января 2008 г.

Италия. XV—XVI в. (2)

Сундуки изготовляли из различных пород дерева (дуба, тиса, тополя, итальянского кедра и др.), но предпочтение отдавали ореху. Столярное дело к концу XV в. достигает высокого уровня. С изобретением станка для изготовления тонких листов древесины (фанеры) широко распространилась техника фанерования, а затем и украшение мебели способом интарсии. Первоначально интарсия была двухцветной: черное и белое дерево. Для украшения широко использовали декоративные мотивы: вьющийся стебель, акантовый лист, музыкальный инструмент, городской вид, натюрморт. Постепенно декоративные мотивы расширяются: появляются фигурные композиции, гротеск, орнамент в виде арабески. Вводится окрашенное дерево, интарсия становится полихромной. Мастерами интарсии были Баччо д'Аньоло, Джованни ди Верона, Бенедетто да Майано. К началу XVI в. архитектура и интерьеры палаццо становятся богаче, стены и потолки украшают фресками, лепниной, мрамором, усложняются формы мебели.

Примерно к середине XVI в. появляются шкафы с архитектурными мотивами: пилястрами, карнизами, консолями и кронштейнами и так называемый кабинет-шкаф с выдвигающимися ящиками. Кабинет-шкаф состоит из двух частей: нижней, более основательной с крупными створками и верхней, измельченной множеством выдвижных ящиков. Шкафы имели профилированное основание (базу) или четыре опоры. Нижняя часть завершалась тягой, а верхняя—сильно развитым карнизом или антаблементом. Кровати были высокими с балдахином или занавесями, с высоким изголовьем и часто ступенью. Мебель для сидения разнообразна по назначению и форме. Широкое распространение получает дощатый стул, переднюю опору и спинку которого часто покрывают резьбой, имитирующей древ-неримский каменный орнамент. Стул по форме происходит от сиденья—емкости, в котором конструкция освобождается от всех лишних плоскостей. Оставлено только сиденье и частично спинка—и перед нами схема стула, утвердившегося на века. Чтобы сохранить жесткость, которую обеспечивали сплошные боковые стенки, каркас спинки соединяется теперь поперечными связями, а ножки—проногами.

Известны два типа Х-образных кресел: одно—на восьми соединенных металлическими стержнями опорах ; другое — на четырех. Верхние концы опор соединены с подлокотниками, что придает необходимую жесткость конструкции. Отделывали такие кресла чертозианской мозаикой, резьбой и др. Сиденьем служит ткань или кожа, закреплённая в четырех точках. Спинка иногда украшена вышивкой и бахромой. Использование в мебельных изделиях ткани и кожи вызвало изменение композиционного построения. Пластической теме противопоставляется живописное начало: крупный, сложный и броский мотив обивки сиденья и спинки, усиленный бахромой. Более скромные кресла обивают кожей, два ряда гвоздей с большими латунными шляпками создают своеобразное орнаментальное обрамление.

В типах и формах столов эпохи Возрождения наблюдается перекрещивание и одновременное развитие принципов раннего средневековья и античности: гладкая столешница покоится на массивных боковинах, как у прямоугольных столов из Помпеи, но скульптурность опор выражена гораздо энергичнее, чем в античном прообразе. Из эпохи средневековья перешел длинный трапезный стол на нескольких опорах, связанных с подстольем. Входят в моду столы на четырех ножках с выдвигающимися одним или двумя ящиками. В северных провинциях сказывается влияние готики, в Венеции и Умбрии—византийских образцов; в Риме— античных памятников. В Болонье мебель украшали крупной декоративной резьбой, в Ломбардии и Венеции — инкрустацией из слоновой кости в виде геометрических узоров, известной под именем чертозианской мозаики (Чертоза Павийская — монастырь около Милана). В Ломбардии широко использовали интарсию из светлого и черного дерева. Основным центром средоточения мастеров мебельного искусства Италии XV в. была провинция Тоскана с главным городом Флоренцией. В последней четверти XV в. начинают славиться столы Болоньи, болэе простые по форме, чем флорентийские, с точеными в виде балясин ножками и украшениями в виде шляпок крупных гвоздей.

В орнаментике ренессансной мебели используют античные формы, декоративные мотивы—колонны, пилястры, лист аканта, гермы, купидоны. Вводится мотив гротеска, развитый на основе орнаментов, обнаруженных на древнеримских стенных росписях. Гротески—фантастические орнаментальные композиции, включающие вьющиеся растительные ветви, фигуры животных, птиц, людей. Мебель украшали также арабесками, различными плетенками, карнизами, гирляндами.

Комментариев нет: