четверг, 10 января 2008 г.

Франция. XV—XVI в.

Художественные формы эпохи Возрождения начинают распространяться во Франции в конце XV в. и в XVI в. достигают своего расцвета. Французское Возрождение подразделяют на четыре периода: переходный период (1498—1515); раннее Возрождение (1515—1547); зрелое Возрождение (1547—1589); позднее Возрождение (1589—1646).

Уже в первые периоды развития стиля возникают новые типы мебели. Так, появился дрессуар — посудный шкаф (поставец), развившийся из сундука, поднятого на стойки. Дрессуар расчленен пилястрами или колоннами на отдельные филенки, которые густо заполнены рельефным резным орнаментом. Распространяются кресла и стулья, обитые тканью или кожей, украшенные бахромой и тесьмой. У кресел встречаются плетеные сиденья и спинки. Сундуки и лари декорируют медальонами с изображением голов.

Кровать—это целое архитектурное сооружение, снабженное колоннами, балдахином, богато украшенным резьбой изголовьем. Если в готическом стиле главным материалом для изготовления мебели был дуб, то теперь его место занял орех. Характерными декоративными мотивами в мебели раннего французского Возрождения были пилястры и карнизы, панели с арабесками, головы в профиль на длинных шеях, заключенные в богатые венки и развевающиеся ленточки, точеные колонки в виде балясин или канделябров с пламенем вверху, пилястры между филенками и герб короля в виде или красиво переплетенной монограммы, или его же эмблемы — саламандры в огне, украшенной сверху королевской короной.

В период зрелого Возрождения—стиль Генриха II— в мебели преобладают пышные древнеримские мотивы.Мебель украшают сильной рельефной резьбой, изображениями фантастических животных, портиками на шкафах, на глади стенок и на косяках делают неглубокие ниши, обрамленные и обработанные архитектурными мотивами в античном характере. Фронтоны, завершающие колоннады, делают разорванными и между боковыми частями ставят бюст, статуэтку, вазу или небольшую триумфальную арку. Характерной мебельной формой позднего французского Возрождения является двухкорпусный шкаф (рис. 24, а), в решении которого широко применяют архитектурные элементы. Лицевая сторона шкафа строится как архитектурное сооружение, как фасад здания: с колоннами и фронтоном. Поверхность фасада и выдвижные ящики над нижним корпусом иногда обогащаются прямоугольными вставками из мрамора, на филенках располагаются неглубокие ниши со статуэтками или выполненные низким рельефом фигуры античных божеств. Для сидения изготовляют дощатое кресло с высокой резной спинкой.

Особенно пышную форму приобретают парадные столы, боковые щиты которых сохраняют проемы, как в эпоху готики, но этим проемам придают форму античной арки с мощными каннелированными колоннами по сторонам. Толстый брус, связывающий боковые щиты, опущен к полу и образует массивное основание, на котором стоит ряд точеных балясин. Мебель во Франции сначала развивается под влиянием и при участии итальянских мастеров. Однако довольно скоро появляются собственные мастера, которые объединяются в самостоятельные художественные школы.

Комментариев нет: