четверг, 10 января 2008 г.

Россия. Пер. треть XIX в. (1)

Начало XIX в. ознаменовалось большим подъемом в развитии архитектуры, градостроительства и прикладного искусства в связи с победоносным окончанием Отечественной войны 1812 г. Деятельность таких зодчих, как М. Ф. Казаков, Д. Кваренги, А. Д. Захаров (1761—1811), А. Н. Воронихин, тесно связанная с классицизмом, приходится на первое десятилетие века. Их сменяет плеяда замечательных мастеров: К. И. Росси (1775—1849), В. П. Стасов (1769—1848), О.И.Бове (1784—1834), Д. Жилярди (1788— 1845), А. Г. Григорьев (1782—1868), принесших в русское искусство новые идеи.

Первая треть XIX в. включает два этапа; первый — до Отечественной войны 1812 г., второй—с момента окончания этой войны до середины 30-х годов.

Тонким мастером интерьера начала XIX в. был архитектор А. Воронихин, автор величественного Казанского собора и Горного института в Петербурге, Он активно работал и как мастер прикладного искусства, создав большое количество рисунков для мебели и предметов убранства.

После пожара дворца в Павловске в 1803 г. Воронихин заново создал ряд интерьеров, в том числе кабинет "фонарик". Небольшое помещение фонарика разделено аркой на две части — основную прямоугольную и более светлую, завершенную остекленным эркером. Архитектурный эффект строится на противопоставлении затененной и освещенной частей комнаты. Разделительную арку поддерживают кариатиды работы скульптора В. И. Демут-Малиновского (1779—1846). По рисункам Воронихина для фонарика были изготовлены мебель и вазы. Для Греческого зала архитектор выполнил эскизы диванов и кресел, обитых шпалерами.

Архитектор В. Стасов в 1823—1826 гг. создал в Екатерининском дворце цепь из девяти комнат, для которых по его эскизам мастер А. Тур создал мебель: стулья, диваны, столы. К. И. Росси, создавая Михайловский дворец (Русский музей в Ленинграде), разработал и выполнил все внутреннее убранство здания. Особенный интерес представляет вестибюль с широко расходящимися маршами лестниц.

Белоколонный зал второго этажа развернут по своей продольной оси вдоль садового фасада. Он делится на три части коринфскими колоннами, обработанными, так же как и стены, под белый мрамор. Белоколонный зал—единственный интерьер Петербурга позднего классицизма, который почти полностью сохранился до наших дней. К. И. Росси выполнил рисунки мебели для дворца. Архитектурная отделка, меблировка и прочие предметы обстановки представляли собой органичное целое. Общая тональность мебели (белое с золотом) связана с колоритом живописи потолка и стен. Деревянные ее части с сочной резьбой вызолочены, обивка—из голубого штофа.

Разрабатывая интерьер Александрийского театра, Росси предложил два варианта: первый—тонкая металлическая решетка барьеров лож с рельефными декоративными деталями из битой меди различных оттенков, второй—деревянный белый парапет и деревянная резная орнаментация, покрытая позолотой. Не в полном объеме (только центральная ложа) был осуществлен второй вариант. Голубовато-зеленоватая, легкая по цве ту общая тональность драпировок, дополненная золотыми звездами, обильная позолота резных деталей на общем белом фоне парапета, роспись плафона в светлых тонах—все это сообщало зрительному залу особую парадность, декоративность и изысканность. В конце 1840-х годов голубая обивка была заменена на красную.

Комментариев нет: