четверг, 10 января 2008 г.

Екатерина II, Классицизм (1)

Активная позиция в международной политике и положение великой державы обязывали русский двор не уступать в роскоши и богатстве дворам европейских стран. Крупные заказы на мебель, недоступные многим европейским дворам, характерны для России екатерининского времени. Главным поставщиком роскошной и дорогой мебели со сложными механизмами был Давид Рентген, знаменитый мебельный мастер и владелец мастерской в Нейвиде. Мебель приобреталась у Рентгена целыми партиями, он делал много специальных предметов по заказу, а также привозил стандартную нейвидскую продукцию. Мебель Давида Рентгена во многом определила пути развития парадной мебели русского классицизма. Кроме Рентгена, мебель для дворцов Петербурга, Павловска и Гатчины делали лучшие мастера Парижа: Ж. Жакоб, Ж. А. Ризенер и др.

Однако привозная мебель не могла удовлетворить нужды царского двора и знати, поэтому в России появились собственные мебельные производства, работавшие для двора и аристократии, которые организовывались иностранными мастерами: Г. Гамбсом, А. Туром, Шарлеманем и др.

Дорогую мебель русского производства проектировали архитекторы, создававшие в это время дворцовые ансамбли: В. Растрелли, Ч. Камерон, В. Бренна, Дж. Кваренги и др., а выполняли по чертежам русские столяры. В императорских дворцах и дворянских домах появились гарнитуры целых комнат по чертежам архитекторов, которые проектировали интерьер.

Последняя треть XVIII века - время расцвета в России усадебной культуры. В это время происходит обустройство и переустройство дворянского хозяйства, быта, жилья.

А. Т. Болотов, известный мемуарист второй половины XVIII века, описывая свое возвращение со службы домой в 1762 году, рассказывает, что он "велел выломать все старинные лавки и полки; выбелил потолок, стены и печь; вынес передний длинный и простейший дубовый стол, отыскал другой складной и лучший, а для сидения успел отделать и обить канапе и дюжину стульев". После этого он заказал столяру соседнего помещика новую мебель, а также отдал своего крепостного на обучение столярному и резному делу. Подобный процесс происходил повсеместно; помещики заводили себе целые мебельные мастерские - особенно славилась мебель из мастерских Шереметевых, Юсуповых, Куракиных.

Во второй половине XVIII века происходит дальнейшая дифференциация видов мебели по назначению. Наличие собственных мастеров в каждом имении позволяло варьировать виды мебели по форме, материалу, отделке в соответствии с нуждами и личными вкусами хозяина. Мебель этого времени, выдержанная в стиле классицизм, отвечала общим настроениям эпохи с ее войнами, победами, идеями государственного могущества и гражданственности.

В противовес пышности, неконструктивности и камерности мебели рококо, характерной для времени правления Елизаветы Петровны, мебель классицизма ориентировалась на художественные формы античного искусства: в ней преобладают геометрическая правильность линий, ясность и четкость членений. В мебели рококо переходы одних конструктивных частей и деталей в другие, как правило, незаметны или умышленно замаскированы; в мебели классицизма конструкция предметов и сочленения деталей выражены очень ясно и четко.

Вместе с тем на протяжении всего периода мебель екатерининского классицизма сохраняла легкость форм, присущую рококо. Это достигалось особыми пропорциональными отношениями, при которых, например, ножки стульев, кресел, комодов и проч. оставались относительно тонкими и суживающимися книзу. Эта тенденция сохранялась до начала XIX века, хотя создавались и отдельные предметы массивных форм. Впечатлению легкости способствовали и вырезанные каннелюры, часто украшавшие ножки стульев и шкафов.

Комментариев нет: