четверг, 10 января 2008 г.

Россия. Вт. пол. XVIII в. (1)

Вторая половина XVIII в. в России—период расцвета русской архитектуры классицизма. Классицистическое направление находит яркое и глубокое воплощение в творчестве таких великих зодчих, как В. И, Баженов (1737—1799), И. Е. Старев (1745—1808), М. Ф. Казаков (1738—1813), А. Н. Воронихин (1759—1814). В этот период работает Ч. Камерон (р. ок. 1730—1812) и Д. Кваренги (1744—1817).

Среди выдающихся архитектурных работ этого времени проект и модель Большого Кремлевского дворца, дом Пашкова В; И. Баженова в Москве; Таврический дворец И. Е. Старова в Петербурге; здания Сената, Москов ского университета, Голицынской больницы М. сЬ. Казакова в Москве и др.

Жилые и общественные здания получают новые композиционные решения. Отдается предпочтение компактным планам—прямоугольным и квадратным вместо протяженных, линейных построений типа анфилад предшествующего периода. Наиболее распространенный тип здания—объем с центральным залом и обходящими его по периметру помещениями. Часто к этому объему присоединяются симметрично расположенные галереи, соединяющие его с боковыми флигелями. В жилых зданиях парадные помещения сосредотачивались во втором этаже, жилые комнаты — в первом и, если он имелся, в третьем. Комнаты располагались в два ряда, параллельно главному и заднему фасаду. Залы и комнаты в большинстве случаев прямоугольной формы.

Характерными чертами нового направления были спокойная уравновешенность, благородная простота, обращение к ордерной системе и к формам античности. Главным художественным принципом архитекторов было стремление к единству целесообразности и красоты. Большие изменения претерпело и декоративное искусство. Древесина по-прежнему занимает одно из основных мест в выполнении декора.

Во вновь открывшейся Академии художеств (1757) в Петербурге вводят преподавание орнаментального искусства, в том числе изучение архитектурного декора. В Москве особую роль в подготовке столяров, токарей и резчиков по дереву сыграли "Экспедиция отстроения Большого Кремлевского дворца" и организация Модельного дома под руководством В. И. Баженова. Расширяется сеть ремесленных мастерских и кустарных предприятий, создаются деревообрабатывающие фабрики. Большую известность получает резчицкая мастерская Павла Споля.

Широко применяют древесину в интерьерах московских дворцов и усадеб. Даже сами здания, сохраняя форму каменных сооружений, часто возводят из древесины, а их интерьеры богато украшают деревянным де^ коррм.

Одним из замечательных примеров паименения древесины в интерьере является отделка интерьеров дома Демидова, построенного по проекту архитектора М. Ф. Казакова. Порталы стен, двери, наличники окон, капители колонн, рамы зеркал и мебель орнаментированы изумительной золоченой резьбой, давшей интерьерам название "Золотые комнаты". Различная по оттенкам позолота резных украшений создает тонкую игру цвета, делая резной декор благородным и торжественным. Наборный паркет комнат, выполненный из разных пород дерева, дополняет общее убранство интерьеров.

Комментариев нет: