четверг, 10 января 2008 г.

Давида Рентген и рус. классицизм (2)

Специалисты различают три варианта мебели рентгеновского классицизма. Первый иногда называют архитектурным, поскольку эти предметы мебели характеризуются крупными масштабами и обилием архитектурных элементов (колонн, аркад, балюстрад и т.п.) в конструкции и декоре. Такие вещи, богато декорированные и снабженные сложными механизмами, почти все были созданы специально для русских поставок. Второй вариант рентгеновского классицизма скромен и непритязателен, для мебели этого типа характерны круглые ножки, восходящие к французским прототипам. Образцов такой мебели сохранилось не много (в Эрмитаже - 3 экземпляра). Третий вариант явился, по сути дела, дальнейшим развитием первого. Основная его черта - умеренность декора и ясность конструкции. Следующие детали и приемы становятся характерными для произведений Рентгена узкая царга; квадратные суживающиеся книзу ножки с окончанием в виде кубика или желудя, рифленые бронзовые вставки на них; ручки в виде перевитых платков; рамки жемчужника на филенках; выложенные латунью каннелюры; бронзовые розетки.

Характерная особенность нейвидской мебели, способствовавшая ее славе - сложнейшие механические устройства и музыкальные механизмы. Их автором был многолетний сотрудник Рентгена, владелец собственной мастерской, часовой мастер Петер Кинцинг. Совершенство этих механизмов высоко ценилось современниками. Различные мелодии, в том числе современных композиторов, записывались на латунный барабан; каждая вещь имела несколько валиков, которые можно было менять. Они приводили в движение молотки и рычаги, а те в свою очередь дирижировали клавесином и флейтой. Механизм мог работать как автоматически, вместе с боем часов, так и самостоятельно, при повороте специального рычага.

Успешное начало дел в Петербурге обеспечило Рентгену новые заказы не только от Екатерины, но и от ее приближенных. Рентген приезжал в русскую столицу еще четыре раза - в 1786, 1787, 1789 и 1790 гг. После 1789 года Екатерина прекратила закупки у Рентгена и в 1790 г. он приезжал в Петербург уже ради частных сделок. Для императрицы выполнялись самые крупные и сложные заказы. В 1786 году была прислана крупная партия мебели для дворца в Пелле на сумму 72704 рубля. Но дворец не был достроен и 43 предмета из 150 привезенных перешли в хозяйство в Эрмитажа. Среди них такие уникальные со специальными бронзовыми украшениями вещи, как туевый письменный стол-пюпитр, амбоиновое бюро с курантами, бюро с медальоном Платона. Вторая Петербургская поставка, как ни одна другая позволяет судить как о масштабах закупок русской императрицы у Рентгена, так и о колоссальном диапазоне его продукции. Все изделия - от самых простых до самых изощренных - отличает безукоризненное техническое исполнение.

В описи коллекции Эрмитажа 1811 года упоминается 47 достоверных предметов мебели нейвидских мастерских. В 1847 году в связи с постройкой Нового Эрмитажа и переделкой Старого более простые и скромные произведения были перевезены в Таврический дворец, а во второй половине XIX века часть мебели была отправлена в Гатчину и Павловск. После революции 1917 года коллекция мебели Рентгена пополнилась за счет национализации частных собраний. С другой стороны, много предметов мебели Давида Рентгена пропало из дворцов в пригородах Петербурга в годы Великой Отечественной войны. Время от времени эти вещи попадают в антикварные магазины или поступают в Эрмитаж через закупочную комиссию.

(По материалам статей Б. Гереса. )

Комментариев нет: